Фильм-катастрофа


Фильм катастрофа (просторечное: фильм-катастрофа, англ. disaster film) — фильм, герои которого попали в катастрофу и пытаются спастись. Этот жанр фильма имеет надвигающуюся или продолжающуюся катастрофу в качестве основного сюжетного предмета в своей основе и в основном течении сюжетной линии. Специфическая разновидность триллера и драмы[1], по другим данным: разновидность художественного, зрелищного и постановочного боевика[2][3][4]. Границы этого жанра не являются устоявшимися и могут пересекаться вкупе как и с хоррор-фильмами, конкретнее – с экохоррорами, драмой, триллером.[5]

Общая тематика фильмов-катастроф — изображение бедствий, постигших, в различной степени, от локальной до глобальной, отдельные группы людей, города, целые страны, часть планеты, всю планету или солнечную систему. Фильмы обычно показывают некоторую степень напряжения, страха и наращивания действия перед катастрофой, как и саму катастрофу, а иногда и её последствия, с точки зрения конкретных персонажей или их семей и коллег, или же изображающих тактику выживания в случившейся катастрофе различных людей.

В фильмах очень часто присутствует большой актёрский состав и несколько сюжетных линий, в которых основное внимание уделяется попыткам персонажей предотвратить, убежать или справиться с катастрофой и её последствиями. Актёры представляют собой знакомых многим зрителям характерных актёров-персонажей. Как только в фильме начинается катастрофа, персонажи обычно сталкиваются с человеческими страстями, слабостями и эмоциями, часто влюбляются, и почти всегда находят злодея виновного во всех бедах. Герой или героиня обычно изображается настойчивым, изобретательным и решительным, с нестандартным мышлением, призванный возглавить борьбу с угрозой. Во многих случаях «злобные» или «эгоистичные» люди становятся первыми жертвами образовавшихся техногенных или природных пожаров[6].

Жанр приобрёл всеобщую известность в 1970-х годах, когда были выпущены такие фильмы, как «Аэропорт» (1970), за которым быстро последовал выпуск таких фильмов, как: «Приключение „Посейдона“» (1972), «Землетрясение» (1974), «Ад в поднебесье» (1974)[7]и «Гибель Японии» (1973)[4][7].

Жанр пережил бурное перерождение в 1990-х годах благодаря введению компьютерной графики (CGI) и образовавшимся к тому времени больших студийных бюджетов, которые позволили добиться масштабного зрелища[8].

Тематика катастроф в фильмах стара, как сам кинематограф. Ранние фильмы-катастрофы, а также отдельные драмы и фильмы с элементами катастроф по больше части представляли на экране отдельные судьбы людей, терпящих бедствие[4].