Финляндский вокзал


Финля́ндский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Пассажирский-Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу: площадь Ленина, 6.

Первое здание вокзала было возведено в 1870 году архитектором Петром Купинским (из управления домами министерства путей сообщения) на Симбирской улице (ныне улица Комсомола) для Финляндской железной дороги, связавшей столицу с Великим княжеством Финляндским. Дорога длиной 370 км от Петербурга прокладывалась в 1862—1870 годах навстречу уже начавшей действовать в Финляндии первой железной дороге (строилась в 1858—1862 годах) между Гельсингфорсом (ныне Хельсинки) и Тавастгусом (ныне Хямеэнлинна). Линия из России была подведена к станции Рихимяки. Работы по возведению вокзала на публичных торгах достались выборгскому купцу Павлу Яковлеву, а интерьеры создавали финские архитекторы В. Вестлинг и П. Дегенер. Главный фасад расположился на углу Симбирской улицы и Финского переулка, сделанного специально при строительстве вокзала. Главный вход находился в центральной части здания, выходящей на запад, перед которым возникла привокзальная площадь. Торжественное открытие вокзала состоялась 13 февраля 1870 года, епископ Выборгский Тихон освятил станцию, и первый поезд с вокзала отправился в путь. К 1896 году поезда с Финляндского вокзала охватывали всю северную часть Петербургской губернии[2][3].

Новая железная дорога доставила неудобства проживающим в Выборгском районе города — она имела в пределах Петербурга десять переездов. В связи с этим в 1910 году пути Финляндского вокзала в Петербурге были реконструированы: уровень путей был поднят до пяти метров выше уровня улиц, чтобы не препятствовать уличному движению.

На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции В. И. Ульянов (Ленин). В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). В 1961 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).

Вокзал был единственным, действовавшим во время Второй мировой войны в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».