H2-293


H2-293 — паровоз, построенный американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works для железных дорог Финляндии в 1900 году, на котором 10 августа и 7 октября 1917 года В. И. Ленин нелегально пересекал границу Финляндии. В настоящее время данный паровоз является одним из немногих сохранившихся паровозов этой серии, принадлежит к объектам культурного наследия[1] хранится в Санкт-Петербурге на территории Финляндского вокзала.

Паровоз H2-293 был построен в 1900 году американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works под заводским номером 2991. В 1913 году он был приобретён Управлением Финляндских железных дорог и водил пригородные поезда на участке Санкт-Петербург — Райвола. Машинистом паровоза работал Гуго Ялава.

После июльских дней 1917 года над В. И. Лениным, скрывавшемся от Временного правительства в Разливе, нависла угроза ареста. ЦК РСДРП (б) поручил перевести вождя через границу и укрыть в Финляндии проверенным большевикам Александру Васильевичу Шотману и Эйно Абрамовичу Рахье. Проверка границы показала, что без угрозы ареста пройти там невозможно. Н. А. Емельянов предложил план перевезти В. И. Ленина через границу на паровозе.

Ещё в годы первой русской революции Гуго Ялава активно участвовал в работе профессионального союза железнодорожников. Осенью 1905 года, во время всеобщей октябрьской политической стачки, Ялава был председателем стачечного комитета железнодорожников. Впоследствии неоднократно переправлял на своём паровозе через финскую границу работников партии, перевозил оружие, типографские шрифты, нелегальную литературу.

9 августа 1917 года Г. Э. Ялава, следовавший с поездом № 71, на ст. Удельная взял под видом кочегара в паровозную будку В. И. Ленина. Когда жандармы начали проверять паспорта пассажиров на станции Белоостров, Ялава отцепил свой локомотив от поезда и повёл его на заправку водой (хотя состояние локомотива этого не требовало). Вернувшись к третьему звонку, Ялава прицепил свой локомотив обратно к поезду дал свисток и тут же уехал. В Финляндии Ленин покинул паровоз на ст. Териоки (ныне ст. Зеленогорск).

7 октября 1917 года на этом же паровозе при содействии Г. Ялавы Ленин вернулся из Финляндии в Петроград. И на этот раз в Белоострове был повторён трюк с набором воды.