Ян Фирлей (1521—1574) — крупный польский государственный деятель, дворянин королевский (1545), секретарь королевский (1554), каштелян белзский (1555—1556), воевода белзский (1556—1561) и любельский (1561—1563), маршалок великий коронный (1563—1574), воевода и староста краковский (1572—1574), староста казимирский и рогатинский. Лидер польских кальвинистов.
Ян Фирлей - представитель знатного польского магнатского рода Фирлеев, герба «Леварт». Старший сын воеводы любельского и русского Петра Фирлея (? — 1553) и Катаржины Тенчинской. Младшие братья — воевода любельский Николай (ок. 1531—1588) и каштелян любельский Анджей (ок. 1537—1585).
Ян Фирлей два года проучился в Лейпцигском университете, затем продолжил образование в Падуанском. Совершил путешествие на Ближний Восток, куда направился через Рим: посетил Египет и Палестину. После 4-летнего пребывания за границей, в 1545 году, Ян Фирлей поступил в свиту короля Сигизмунда I. В тот же год он был направлен с поручением к императору Карлу V Габсбургу на сейм I Рейха в Вормс.
После смерти в 1548 году Сигизмунда I, Фирлей имел виды на престол, но вследствие протеста со стороны конкурирующих дворянских родов замыслы его не удались. Но эти попытки Фирлея вызвали к нему огромное недоверие: впоследствии, когда он стал во главе так называемой «партии реформ», требовавшей устранения разных злоупотреблений и определения правил для избрания короля, его обвиняли в придворных интригах, в захвате массы должностей и т. п., а стремление его к реформам приписали его мечтам о короне...
Польским королём стал Сигизмунд II Август, сын покойного. В том же 1548 году Фирлей поступает в его свиту.
В 1550 г. Ян Фирлей перешёл из католицизма в лютеранство, впоследствии стал кальвинистом. Он основал кальвинистскую церковь в Коцке. Фирлей выступил сторонником соглашения кальвинистов с враждебными им арианами (известными в Польше как «социниане», или «польские братья»). 22 марта 1565 г. он организовал в Пётркуве кальвинистско-арианский теологический диспут о Святой Троице. Стороны не пришли к единому мнению, и непримиримый конфликт двух конфессий продолжался ещё многие годы...