Фитрат, Абдурауф


Абдурауф Фитрат (узб. Abdurauf Fitrat; 1886, Бухара — 5 октября 1938, Ташкент) — узбекский советский историк, филолог, переводчик, писатель, драматург и поэт, один из основоположников современной узбекской литературы, один из известных представителей центральноазиатского джадидизма, первый узбек, получивший учёное звание профессор (1926).

Сторонник национально-просветительского движения джадидов. Образование получил в Турции. До революции принимал участие в движении за независимость от Российской империи, находился под наблюдением полиции.

Абдурауф Абдурахман угли (оглы) Фитрат родился в 1886 году (по другим сведениям в 1885 году) в городе Бухаре, в Бухарском эмирате. Его отец, Абдурахим и мать Мустафо-биби (Бибиджон) были образованными людьми.

Сначала учился в мактабе — традиционной мусульманской школе, где учат не только религиозным, но и светским наукам, а затем в медресе Мири Араб в Бухаре. После окончания медресе, отправился в хадж. Путешествовал по Османской и Российской империям, а также по Индии. После совершения паломничества, до 1903 года путешествовал, побывал в Аравии, Анатолии (современная Турция), Закавказье, Персии, Афганистане, Индии. После этого вернулся в Бухару, а в 1906 году уехал в путешествие по центральной части Российской империи, которое длилось до 1908 года. За время этого путешествия, Фитрат побывал в Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Москве, Петрограде. После возвращения из путешествия, в 1909 году он уехал в Османскую империю для учёбы в Стамбульском университете, учился и жил в Стамбуле до 1913 года. Во время учёбы в Стамбуле, он познакомится с младотурками и их идеологией, и вместе с другими бухарскими студентами университета, организует «Общество образования Бухары». Данная организация участвует в продвижении светского образования в Бухарском эмирате и других регионах Туркестана. Во время его пребывания в Стамбуле, он пишет стихи. В первый год своего пребывания в Турции, он публикует на таджикском языке сборник своих стихов «Мунозара» о новых (джадидских) и старых школах (её переводы на русский (1911) и узбекский (1913) языки были опубликованы в Ташкенте) и «Сайха», а в 1912 году роман «Сайёхи хинди» (также называется «Баёноти сайёхи хинди») также на таджикском языке. В 1920-е годы, эти три его произведения объявляются советской властью националистическими, пантюркистскими и исламистскими, но именно эти произведения становятся основной литературой туркестанского движения национального возрождения. Именно через эти публикации джадидисты привлекают молодёжь к своей идеологии.