Флеминг, Джон Амброз


Сэр Джо́н Амбро́з Фле́минг (англ. Sir John Ambrose Fleming; 29 ноября 1849, Ланкастер — 18 апреля 1945, Сидмут) — английский учёный в области радиотехники и электротехники, член Лондонского королевского общества (1892). Он известен как изобретатель лампы с термокатодом — первой электронной лампы, названной кенотроном или диодом, в 1904 году. Он также предложил мнемоническое правило правой руки, используемое в математике и электронике. Он был старшим из семи сыновей священника-конгрегационалиста Джеймса Флеминга (умер в 1879 году) и его жены Мари Энн, и крещён 11 февраля 1850 года. Он был набожным христианином, и однажды проповедовал в храме Святого Мартина в Лондоне на тему доказательства воскресения. В 1932 году вместе с Дугласом Дьюаром и Бернаром Аквортом он помогал в организации Движения Эволюционного Протеста. Не имея детей, он завещал большую часть своей недвижимости христианским благотворительным организациям, особенно тем, которые помогали бедным. Он был хорошим фотографом, писал акварели, принимал участие в восхождениях в Альпах.

Амброз Флеминг родился в Ланкастере, получил образование в школе и Университетском колледже Лондон. Он выиграл стипендию колледжа Святого Иоанна в Кембридже в 1877 году, и посещал лекции в нескольких университетах, включая Университет Кембриджа, Университет Ноттингема и Университетский колледж Лондона, где он стал позднее первым профессором электротехники. Он был также консультантом компании Беспроводной Телеграфии Маркони, компании Swan, компании Ferranti, компании Телефон Эдисона, и позднее компании Электрического Света Эдисона. В 1892 году Флеминг представил важную работу по теории электрических трансформаторов для Института инженеров по электротехнике в Лондоне.

Флеминг стал посещать частную школу в возрасте около десяти лет. Любимым предметом была геометрия. До этого мать занималась с ним, и он знал почти наизусть книгу под названием «Руководство к знаниям для детей» — популярную книгу для ежедневного чтения. Даже будучи взрослым, он цитировал её. Его школьное образование продолжилось в университетском колледже, где он преуспевал в математике, но по латыни обычно был среди самых последних в классе. Ещё ребёнком он постепенно становился инженером. В 11 лет он имел собственную мастерскую, где строил модели катеров и двигателей. Он даже построил свой собственный фотоаппарат, пронеся интерес к фотографии через всю жизнь. Возможность стать инженером была за пределами финансовых ресурсов семьи, но он достиг своей цели путём чередования обучения с оплачиваемой работой.