Флюксус


Флю́ксус[1] (от лат. fluxus — «поток жизни») — международное течение, зародившееся в конце 1950-х — начале 1960-х годов, значимое явление в искусстве второй половины XX столетия. В 60-е годы в этом течении принимали участие такие художники как Джордж Брехт, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джордж Мачюнас, Ла Монте Янг, Йоко Оно, Дик Хиггинс[англ.], Элисон Ноулз[англ.], Бен Войтье[англ.] и другие. Фестивали Флюксуса проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и многих других городах Европы и Америки.

Рождённый как идея противостояния «академическому» и «коммерческому» искусству, Флюксус обрёл собственное лицо и концепцию, став определённой формой творческой работы.

В истории искусств XX века Флюксус выделяется как особенно странный феномен. Он казался похожим на художественное движение и был ошибочно причислен к таковым в 1962 году. Тем не менее, в отличие от других художественных движений, Флюксус не выдвигал никаких официальных манифестов, раскрывающих замыслы его участников, которые в действительности редко сходились во мнениях о том, что такое Флюксус и какова его программа. И, в отличие от других движений, Флюксус не был привязан к определённой географической точке. Напротив, Флюксус вполне можно рассматривать как первое по-настоящему глобальное авангардное течение; в его состав входили художники, композиторы, поэты и другие деятели искусств из Франции, Западной Германии, Японии, Кореи, Чехословакии, Дании и Соединенных Штатов.