Фонтейн, Марго


Дама Марго́ Фонте́йн (англ. Dame Margot Fonteyn), урождённая Ма́ргарет Эвелин Ху́кем (Margaret Evelyn Hookham; 18 мая 1919, Райгит, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии — 21 февраля 1991, Панама, Панама) — артистка балета, прима-балерина лондонского Королевского балета, постоянная партнёрша Рудольфа Нуреева после его «бегства» из СССР, супруга панамского юриста и дипломата Тито де Ариаса.

Маргарет Хукем родилась в 1919 году и начала заниматься балетом в возрасте четырёх лет вместе со своим старшим братом Феликсом у педагога Грэйс Босустоу. В возрасте восьми лет вместе с семьёй переехала в Шанхай, где её отец работал инженером на табачной фабрике, и продолжила там занятия в студии русского эмигранта Георгия Гончарова.

В 1933 году, в возрасте четырнадцати лет вернулась с матерью в Лондон (её отец был интернирован японцами во время Второй мировой войны) и начала заниматься в балетной студии Нинет де Валуа, где её педагогами были Ольга Преображенская и Матильда Кшесинская. В 1934 году дебютировала на сцене в составе балетной труппы «Вик-Уэллс», которой руководила де Валуа. Юная исполнительница сразу понравилась и критикам и публике мягкостью своего танца.

После того, как из труппы ушла прима-балерина Алисия Маркова, Марго заняла её место. Будучи солисткой, исполняла главные партии в постановках таких балетов, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица». Все свои партии в классических балетах Марго отрабатывала с Верой Волковой в её частной лондонской студии — Волкова стала для балерины тем педагогом, который помог в полной мере раскрыться её артистическому таланту[4].

После войны танцевала премьеры таких балетов Фредерика Аштона как «Дафнис и Хлоя» (1951), «Сильвия[англ.]» (1952) и «Ундина[англ.]» (1958). Последний спектакль танцевала на сцене московского Большого театра во время гастролей в СССР (1961).

В 1961 году, в возрасте 42 лет Марго Фонтейн встретилась с 23-летним Рудольфом Нуреевым. Он приехал в Лондон на устраиваемый Марго благотворительный концерт в пользу Королевской академии танца. Хотя Марго в это время уже собиралась заканчивать свою артистическую карьеру, после личной встречи они решили попробовать танцевать вместе. Выступив в балете «Жизель», они имели небывалый успех: когда артисты вышли на поклон, их встретила невиданная буря эмоций. Танцоры выходили на поклон 30 раз, овация длилась почти час, а зрители не желали покидать зал. Со временем ничего не изменилось. Спустя несколько лет Жаклин Кеннеди напишет про дуэт Нуреева и Фонтейн: «Помню, их вызывали сорок раз. Руки у людей распухли от аплодисментов. Это было одно из сильнейших художественных впечатлений в моей жизни...»