Формула-Холден


Фо́рмула-Хо́лден (также известная как Формула-Брэбем, Австралийская Ф4000 и OzBoss Championships) — это автогоночный чемпионат на машинах с открытыми колёсами, являвшийся старшим дивизионом подобных гонок в Австралии.

Серия образована накануне сезона 1989 года на базе существовавшего до того первенства австралийской Формулы-2. Личный зачёт нового чемпионата сохранил формальный статус чемпионата Австралии среди пилотов, проводясь в таком виде вплоть до 2005 года, когда из-за малой популярности гонок класса CAMS лишила серию этого титула в пользу первенства австралийской Формулы-3.

Своё общеизвестное имя — Формула-Холден — серия носила два периода своей истории — в 1989-90 и в 1996—2002 годах, получив эту вывеску в честь монопольного поставщика двигателей для чемпионата: австралийского производителя Holden. Кроме этого чемпионат носил ещё несколько имён: в 1991-95 годах первенство проводилось под именем Формулы-Брэбем (в честь трёхкратного чемпиона мира Формулы-1 Джека Брэбема), в 2003-06 годах первенство было именовалось австралийской Формулой-4000 (в честь рабочего объёма двигателя), а в 2007 году — в последний год существования — чемпионат именовался первенством OzBoss в классе Формула-3000 V6.

Пропустив через себя на рубеже 1990-х и 2000-х годов нескольких будущих звёзд мирового автоспорта серия постепенно стала терять свой статус: у команд не было денег на регулярное обновление техники и разработку современных шасси, а лучшие местные пилоты предпочитали любо быстро уезжать в Европу, либо переходить в более популярные кузовные гонки. В итоге к 2008 году средний возраст участников гонок значительно вырос, а число заявок на стартовое поле стало постепенно снижаться. Накануне сезона-2008 первенство было закрыто.

В сравнении с регламентом Формулы-2 серия использовала практически те же шасси, а вот моторы были существенно мощнее: Holden использовал для серии 3,8-литровый двигатель Buick V6 от шестого поколения своей модели Holden Commodore, подготавливая его усилиями компании Perkins Engineering, способный выдавать до 330 л.с. В дальнейшем в серию периодически приходили и другие моторостроители, а в качестве шасси стала использоваться старая техника из Европы и Японии, а также редкие собственные разработки команд серии.

В 2006 году регламент двигателей был несколько пересмотрен: в качестве базового был утверждён 3,6-литровый мотор V6, за разработку которого взялось другое подразделение General Motors.