Форхтенштайн (замок)


Форхтенштайн (нем. Burg Forchtenstein) — позднесредневековый замок в поселении Форхтенштайн в округе Маттерсбург в северной части федеральной земли Бургенланд, Австрия[1].

Первый каменный замок на этом месте появился в начале XIV века. Цитадель размещалась на высоком 50-метровом скалистом холме. Инициаторами возведения крепости были графы фон Маттерсдорф[нем.]. Впоследствии они прибавили к своей фамилии дополнение фон Форхтенштайн.

Около 1450 года род Маттерсдорф-Форхтенштайн пресёкся по мужской линии. В итоге крепость оказалась в собственности Габсбургов. Эта могущественная семья владела замков на протяжении 170 лет. Однако был и перерыв. Остро нуждаясь в деньгах, Габсбурги заложили Фархтенштайн консорциуму из группы богатых аристократов, в том числе таких семей, как графы Вайсприах[нем.] и Хардегг[нем.]. В конце концов в середине XV века крепость сумел выкупить эрцгерцог Альбрехт VI. Фархенштайн снова стал составной герцогства Габсбургов.

Новый этап в жизни замка начался в первой четверти XVII века. В 1622 году Николаус Эстерхази[нем.], прародитель знаменитого рода Эстерхази, по воле императора Фердинанда II получил Фархтенштайн, а заодно и титул графа. Николаус деятельно принялся за реконструкцию обветшавшего замка и его устаревшей системы укреплений. Фактически это был не ремонт, а возведение мощного фортификационного комплекса по правилам военной науки XVII века. В 1630–1634 годах новоявленный граф заключил контракты на строительство стен, башен и бастионов. Руководил работами венский мастер Симон Ретакко[нем.]. В 1643 года его сменил Доменико Карлоне[нем.]. Интересно, что почти все, кто отвечал за строительные работы были по происхождению итальянцами. В возведении нового Фархтенштайна принимали участие такие мастера фортификационного и камнетёсного искусства, как Амброзиус Петруцци[нем.], Пьетро Майно Мадерно[нем.] и Матиас Лорентиш[нем.]. Главным строительным материалом, который шёл на строительство зданий, фонтанов и даже пушечных ядер был особо прочный известняк, называемый кайзеровский камень[нем.]. Заранее обработанные блоки доставлялись в специальных повозках, в каждую из которых впрягали по шест волов.

Новый этап реконструкции начался при Пале Эстерхази (сыне Николауса). Он сменил графский титул на княжеский и хотел превратить родовой замок в роскошную резиденцию. Во второй половине XVII века Пал Эстерхази вновь привлёк к работе архитектора Доменико Карлоне, который подготовил проект строительства. Важное значение придавалось не только прочности и неприступности комплекса, ни и его привлекательности его фасадов. На этом этапе замок стал больше соответствовать стилю барокко, который вошёл тогда в моду.