Франке, Герберт Вернер


Ге́рберт Ве́рнер Фра́нке (нем. Herbert Werner Franke; 14 мая 1927[1][2][…], Вена[5] — 16 июля 2022[3], Эглинг, Бавария) — один из самых известных немецкоязычных (немецких и австрийских) писателей-фантастов в жанре научной фантастики в своё время[7]. Он также был активен в таких областях как футурология, спелеология, компьютерная графика и цифровое искусство. Его фантастические произведения в основном представляют различного рода антиутопии[⇨]. Один из пионеров направления гибридного искусства. Доктор (1950), профессор.

В 1945—1950 гг. изучал физику, математику, химию, психологию и философию в университете родного города[8]. Франке получил свою докторскую степень по теоретической физике в 1950 году, написав диссертацию по электронной оптике. С 1957 года работал как свободный писатель. С 1973 по 1997 год читал лекции по кибернетической эстетике («Cybernetical Aesthetic») в Мюнхенском университете. В 1979 году основал Ars Electronica в Линце (Австрия). В 1979 и 1980 гг. читал лекции «Введение в перцептивную психологию» (англ. «Introduction to perception psychology») в Билефельдском университете дизайна (англ. Bielefeld University of Design). Также в 1980 году стал членом немецкого ПЕН-клуба и получил звание профессора[9].

Ранние рассказы Франке печатались в 1953—1954 годах в венской газете «Neue Wege». Сборник из 65 миниатюрных рассказов под названием «Зелёная комета» стал его первой книжной публикацией. Первые же книги принесли Франке репутацию мастера мирового класса. Его книги переведены на многие языки мира, отмечены литературными премиями. Известная еженедельная немецкая газета «Die Zeit» назвала Франке «самым видным немецким автором в жанре научной фантастики». Ведущим фантастом ФРГ называет его и Владимир Гаков[11].

Подробный разбор творчества Герберта Франке провел Владимир Гаков в своей статье Свет в конце туннеля (Об «адском картографе» Герберте Франке, его предшественниках и окружении), где показал, что творчество Герберта Франке представляет собой яркий пример антиутопий[11].

Так, роман 1962 года «Стеклянная западня» представляет собой пример антиутопии милитаристского типа, когда весь мир устроен по типу военной казармы, где солдаты обязаны неукоснительно подчиняться армейской дисциплине и внутреннему распорядку (близкими аналогами такого милитаризированного образа мира могут служить роман Джорджа Оруэлла «1984» и, по мнению Владимира Гакова, роман Роберта Хайнлайна «Звёздный десант»). Близким по идее является написанный годом ранее роман «Сеть мысли» (нем. Das Gedankennetz, на русский не переводился), где человечество живёт в мире-тюрьме со строгой регламентацией и контролем не только действий, но и мыслей каждого человека с наказанием за любые фантазии (здесь прослеживается явная параллель с Оруэллом и Замятиным)[11].