Фаджоли, Франко


Франко Максимилиано Фаджоли (исп. Franco Maximiliano Fagioli; род. 4 мая 1981[1], Сан-Мигель-де-Тукуман, провинция Тукуман) — аргентинский певец, контратенор. Специализируется в оперном и камерном репертуаре эпохи барокко и бельканто, исполняет музыку композиторов XX века для контратенора. Обладает диапазоном голоса в три октавы, благодаря этому исполняет партии альта и сопраниста[2].

Франко Фаджоли родился в северной части Аргентины в городе Сан-Мигель-де-Тукуман[2]. В его семье не было профессиональных музыкантов, кроме бабушки, которая работала учительницей музыки в общеобразовательной школе. В семье любили слушать музыку, мать Франко хорошо пела. С 11 лет он учился в музыкальной школе по классу фортепиано, одновременно выступая в детском хоре[3].

Франко Фаджоли в интервью для радио «Орфей» утверждал, что впервые интерес к искусству пения проявился у него в одиннадцать лет, когда он, будучи хористом, получил предложение спеть сольную партию одного из трёх мальчиков в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Тем не менее, он планировал карьеру пианиста. Уже в 18 лет, работая пианистом-аккомпаниатором в созданном им хоре, он заинтересовался исполнением женской партии в кантате Джованни Баттиста Перголези «Stabat Mater»[англ.] Джеймсом Боумэном[англ.], певшим мужским высоким голосом на случайно купленном Фаджоли CD, и принял решение обучаться вокалу[4].

Юношей Фаджоли обучался фортепиано в Высшем музыкальном институте Тукуманского национального университета в своём родном городе[2]. Позже занимался в Высшем институте искусств[исп.] Театра Колон в Буэнос-Айресе, где изучал как вокал (наставниками его стали американка Аннелиз Сковманд, которая до этого не имела опыта занятий с контратенорами, и баритон Рикардо Йост[3]), так и сценическое мастерство (Фаджоли, в частности, познакомился с основами системы Станиславского)[4]. В интервью российскому телевидению певец говорил, что «исполняя партию в полноценной костюмированной постановке, он ассоциирует себя со своим персонажем, растворяется в нём»[5]. В 1997 году певец создал юношеский Хор имени святого Мартина де Порреса[2].

Первым опытом выступления певца на концертной сцене стала кантата Георга Фридриха Генделя «Dixit Dominus»[англ.], а на оперной — в спектакле «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка в Театре Колон (в возрасте 23 лет)[4][3].

Музыкальные критики отмечали специфику формирования голоса у Франко Фаджоли. Во время подростковой мутации он продолжал петь высоким голосом, поэтому его голосовые связки сохранили гибкость и сделали возможной «серьёзную технику»[6], а также органичность и естественность звучания, что обычно нехарактерно для контратеноров, которые развивают свои голоса после мутации из баритона[6]. Фаджоли относит свою исполнительскую технику к итальянской школе бельканто, называя себя при этом «мужчиной, поющим „головным голосом“», соответствующим, по его мнению, регистру меццо-сопрано[7].