Фридемакер (линейный корабль, 1742)


«Фридемакер» (от нем. friedenmaker — миротворец) — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, один из кораблей типа «Слава России». Находился в составе флота с 1742 по 1756 год, в вооружённых конфликтах участия не принимал, однако неоднократно участвовал в практических плаваниях и учениях эскадр кораблей Балтийского флота, а по окончании службы был разобран.

Представитель серии парусных двухдечных линейных кораблей типа «Слава России». Эта серия кораблей была самой многочисленной и одной из самых удачных серий линейных кораблей Российского императорского флота. Корабли серии строились с 1733 по 1774 год на верфях Санкт-Петербурга и Архангельска и принимали участие во всех плаваниях и боевых действиях российского флота в период с 1734 по 1790 год. Всего в рамках серии было построено 58 линейных кораблей[комм. 1]. Все корабли этой серии обладали высокими мореходными качествами, хорошей маневренностью и остойчивостью[1].

Водоизмещение корабля составляло 1200 тонн, длина по сведениям из различных источников от 46,5 до 47,4 метра[комм. 2], ширина от 12,3 до 12,65 метра[комм. 3], а осадка от 5,4 до 5,48[комм. 4] метра. Вооружение судна составляли 66 орудий, включавшие двадцатичетырёх-, двенадцати- и шестифунтовые пушки, а экипаж состоял из 600 человек. Скорость судна при свежем ветре могла достигать восьми узлов[2][3][4].

Линейный корабль «Фридемакер» был заложен на Соломбальской верфи 7 (18) июля 1741 года и после спуска на воду 3 (14) июля 1742 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Ламбе Ямес[5][6][7][8].

15 (26) июля 1743 года в составе беломорской эскадры под общим командованием капитана полковничьего ранга В. Ф. Люиса[комм. 5] вышел из Архангельска для перехода в Балтийское море. В Северном море с 10 (21) августа по 21 августа (1 сентября) корабли эскадры попали в полосу штормов, во время которых «Фридемакер» получил сильные повреждения, в связи с чем совместно с двумя другими кораблями в районе мыса Нордкап отделился от эскадры и для исправления повреждений перешёл в Кольский залив, где остался на зимовку в Екатерининской гавани. С апреля по июль следующего 1744 года кораблю удалось совершить переход из Кольского залива в Кронштадт[6][9].

В июне и июле 1745 года корабль находился на Кронштадтском рейде и использовался в качестве учебного судна. В 1746 году принимал участие в практическом плавании эскадры кораблей Балтийского флота в Финском заливе до Рогервика, а 22 июля (2 августа) и 23 июля (3 августа) того же года ещё и в показательных учениях у Ревеля. В кампанию 1748 года корабль вновь входил в состав практической эскадры, совершавшей плавание в Финском заливе[6][10].