Фриних (трагик)


Фри́них (др.-греч. Φρύνιχος; около 535 до н. э., Афины — не ранее 476 до н. э., Сицилия) — древнегреческий драматург, один из первых трагиков. Наиболее известные его произведения — трагедии «Взятие Милета» и «Финикиянки». Тексты пьес Фриниха утрачены, сохранились только отзывы современников и небольшие отрывки.

Относительно даты и места рождения Фриниха нет никаких сведений. Существует упоминание, что он был сыном Полифрадмона и учеником Феспида. Первый свой успех в качестве мастера трагедии Фриних праздновал в 511 году до н. э. Однако название трагедии не сохранилась. Расцвет его творчества наверняка связан с пребыванием в Афинах.

В 494 году Фриних поставил свою трагедию «Взятие Милета» (Μιλήτου ἅλωσις), в основе которой лежали недавние события захвата малоазийского города Милета войсками персидского царя Дария I. Она произвела сильное впечатление на зрителей, так что некоторые из них даже плакали. За напоминание афинянам о несчастьях их единоплеменников на автора наложили штраф в 1000 драхм, а представление его драмы было запрещено[1]. По сообщению Клавдия Элиана, возникла даже пословица «Фриних испуган, как петух», которая применялась к людям, попавшим в бедственное положение[2].

В 476 году Фриних имел успех с другой трагедией — «Финикиянки» (Φοίνισσαι). Она построена на рассказе персидского евнуха о ходе морского сражения при Саламине. Название трагедии дал хор, который состоял, по-видимому, из вдов финикийских моряков, служивших во флоте Ксеркса I[3]. После Фриниха этот сюжет использовал Эсхил в своей трагедии «Персы» (472 г. до н. э.)[4].

Фриних довольствовался одним актёром, по очереди представлявшим тех лиц, которые беседовали с хором, но зато он усовершенствовал организацию последнего, разделив его на две части, из которых одна представляла мужчин, другая женщин. Таким образом, им впервые были введены женские роли в греческую трагедию.

Он также отделял действующее лицо от руководителя хора, назначив для первого преимущественно трохеический тетраметр. В его трагедиях над рассказом берут верх лирика и песни хора, ценившиеся даже впоследствии (см. Аристофан, «Птицы», 755). Для Аристофана Фриних — это «пчела со сладостной песнью»[5].