Фурнье, Эдуар


Эдуа́р Фурнье́ (фр. Édouard Fournier; 15 июня 1819, Орлеан, Франция — 10 мая 1880, Париж[1]) — французский литератор, драматург и журналист, издатель старинных литературных текстов, в том числе ставшего знаменитым цитатника «L’Esprit des autres» (с фр. — «Остроумие других»)[2].

Принадлежал к семье художников-слесарей, которые веками добились заслуженной известности в своей специальности. Одним из предков Фурнье отлита из бронзы известная статуя Жанны д’Арк, украшающая город Орлеан[3].

Получив весьма тщательное воспитание, Фурнье в орлеанских журналах выступил в 1842 году рядом статей по литературной критике, а в 1847 году на основании разработки архивных документов дал монографию «Souvenirs historiques et littéraires du Loiret» (с фр. — «Исторические и литературные воспоминания департамента Луаре»). В том же 1847 году написал ряд этюдов о народной музыке: «L’Opéra national, son passé et son avenir» (с фр. — «Национальная опера, её прошлое и будущее»), в 1849 году дополнил этот труд работой, написанной совместно с Леоном Крейцером: «L’art lyrique au théâtre» (с фр. — «Лирическое искусство в театре»). В 1851 году для театра «Комеди Франсез» им написана 2-актная комедия «Christian et Marguerite» (с фр. — «Кристиан и Маргарита»), имевшая успех. В 1853 году для сцены «Одеона» написана им в стихах одноактная комедия «Le roman du village» (с фр. — «Деревенский роман»). Затем последовало несколько оперных либретто (1854—59), комедия в стихах «Corneille à la butte Saint Roch» (с фр. — «Корнель на холме Сен-Рош», 1862); «La fille de Molière» (с фр. — «Дочь Мольера», 1863); «Racine à Uzés» (с фр. — «Расин в Юзесе», 1864) и «Paradis trouvé» (с фр. — «Обретённый рай») и драма «Gutenberg» (с фр. — «Гутенберг», 1868)[3].

Наиболее выдающаяся сторона таланта Фурнье, которая собственно и доставила ему большую известность, — его обширная эрудиция, оживляемая большим остроумием. Большой знаток старины, Фурнье задался целью исправить многие ходячие заблуждения, и самые уже заглавия его книг показывают, насколько разнообразна область его исследований. Таковы «Paris démoli, mosaïques de ruines» (с фр. — «Снесённый Париж, руинные мозаики», 1853), «L’esprit des autres» (с фр. — «Остроумие других», 1855); «L’esprit dans l’histoire, recherches et curiosités sur les mots historiques» (с фр. — «Остроумие в истории — исследования и любопытные данные об исторических выражениях»); «Le vieux-neuf» (с фр. — «Старое и новое», 1859); «Enigmes des rues de Paris» (с фр. — «Тайны парижских улиц», 1864) — дающие массу любопытного материала[3].