Хаким Бей


Хаки́м Бей (англ. Hakim Bey) — Пи́тер Ла́мборн Уи́лсон (англ. Peter Lamborn Wilson; 1945[1][2][…], Нью-Йорк, Нью-Йорк — 22 мая 2022[3], Соджертиз[вд], Нью-Йорк[3]) — американский политический писатель, эссеист и поэт. Автор журнала «Мавританская парадигма», автор концепции временных автономных зон[англ.] (англ. Temporary Autonomous Zone — TAZ), основанной на историческом обзоре пиратских утопий. Создатель и глава синкретического нового религиозного движения «Ортодоксальная мавританская церковь Америки[англ.]», член Мавританского научного храма Америки.

Псевдоним Уилсона — Хаким-Бей, — является комбинацией арабского слова «хаким», означающего «мудрого человека» а также «человека, принимающего важные решения», «правителя», и «бей» — изначально тюркского слова, буквально переводимого как «вождь», традиционно использовалось для обозначения лидеров малых племенных групп. Исторически многие турецкие и другие тюркские, а также персидские лидеры называли себя беями, беками или баями. Все эти слова и обозначают лидера, руководителя. С турецкого «хаким» переводится как «судья», а «бей» — это уважительное обращение, как в европейском «господин» (англ. «mister», нем. «herr»), но, в отличие от европейских языков, в тюркских языках обращение используется после имени.

После учёбы в Колумбийском университете, он совершает довольно большое путешествие на Ближний Восток, посещает Афганистан, Пакистан, Индию и Непал. Он изучает тантру в Западной Бенгалии и посещает многие суфийские святыни и суфийских учителей. В 1971 году он провёл исследование суфийского ордена Ниматуллахи при финансовой помощи Фонда Марсден из Нью-Йорка. Данное исследование стало основой книги Уилсона «Короли Любви».

В течение 1974 и 1975 годов Уилсон является консультантом в Лондоне и Тегеране по фестивалю «Исламский Мир». В 1974 году он становится директором англоязычных изданий в Иранской шахской академии философии в Тегеране при Сейиде Хоссейне Насре, где учится и работает. Его публикации издаются вместе с Насром, Тосихико Изутсу, Анри Корбеном и другими. Является редактором «Sophia Perennis», журнала ИИАФ.

Уилсон покидает Иран во время Исламской революции. В 1980-х, его идеи получают развитие от своего рода генонистического неотрадиционализма до синтеза анархизма с идеями ситуационизма и гетеродоксального суфизма и неоязычества. Он описывает свои идеи как «онтологический анархизм» или «принцип немедленного действия» (immediatism). Некоторое время он работает на добровольных началах с издательским проектом «Автономедиа», в Бруклине, Нью-Йорк.

В дополнение к его трудам об анархизме и Временных Автономных Зонах, Уилсон пишет эссе на разнообразные темы, такие как традиции тонгов, утопии Шарля Фурье, о фашисте Габриеле Д’Аннунцио, связях между суфизмом и древней кельтской культурой, о технологиях и луддизме, об использовании Amanita muscaria (красного мухомора) в древней Ирландии.