Халм, Денни


Денис Клайв (Де́нни) Халм (англ. Denis Clive "Denny" Hulme, иногда имя ошибочно транскрибируют как Денни Хьюм[2][3][4][5]; 18 июня 1936, Мотуэка, Новая Зеландия — 4 октября 1992, Батерст, Австралия) — новозеландский автогонщик, участник чемпионата мира среди гонщиков «Формулы-1», чемпион мира 1967 года в команде Brabham. Первый чемпион мира среди гонщиков, скончавшийся от естественных причин (во время гонки Bathurst 1000[en] у него случился сердечный приступ).

Родился на табачной ферме, принадлежащей его родителям, в Мотуеке на Южном острове Новой Зеландии. Его отец Клайв Халм был награждён Крестом Виктории как снайпер во время битвы за Крит в 1941 году[6].

Когда он рос на семейной ферме в Понгакаве (недалеко от Те Пуке), он научился водить грузовик, сидя на коленях у отца, а к шести годам уже водил машину самостоятельно. Он бросил школу и пошёл работать в гараж. Он накопил достаточно денег, чтобы купить MG TF, и сразу же стал участвовать в соревнованиях. После этого отец подарил ему MGA. Добившись впечатляющих успехов, он купил F2 Cooper-Climax, на котором впоследствии он участвовал в программе «Пилот из Новой Зеландии в Европу» вместе с Джорджем Лоутоном. Пара молодых новозеландцев начала соревноваться в Formula Junior и Formula 2 по всей Европе, на Cooper-BMC и Cooper-Ford. Халм выиграл Гран-при Пескары 1960 года в Formula Junior, но газеты Новой Зеландии не упоминали об этом, поскольку писали только о Брюсе Макларене. Однако 1960 год закончился катастрофой, так как Лоутон разбился во время гонки в Роскилле (Дания) и умер на руках у Халма[6][7]. Между своим дебютом в Монако в 1965 году и его финальной гонкой на Гран-При США 1974 года он стартовал 112 раз, одержав восемь побед и 33 раза поднявшись на пьедестал почета. Он также занял третье место в общем зачете в 1968 и 1972 годах[8].

Халм продемонстрировал универсальность, доминируя в Канадско-Американском Кубоке (Can-Am) для спортивных автомобилей Группы 7. Как член команды McLaren, выигравшей пять титулов подряд в период с 1967 по 1971 год, он дважды выигрывал индивидуальный чемпионат пилотов и четыре раза занимал второе место[8].

Халм ушёл из Формулы-1 в конце сезона 1974 года, но продолжил участвовать в гонках Australian Touring Cars.

Его прозвали «Медведем» из-за его «грубого характера» и «грубых черт». Однако он также был «чувствительным (…) неспособным выразить свои чувства, кроме как в гоночной машине»[6]. В начале своей карьеры он предпочитал гоняться босиком, так как считал, что это дает ему лучшее ощущение газа. Ситуация изменилась в 1960 году, когда он начал соревноваться в более строго регламентированных европейских чемпионатах[9].