Халтурин, Кирилл Дмитриевич


Кирилл Дмитриевич Халтурин (1905—1981) — российский архитектор-реставратор, известный проектами восстановления Кадетского корпуса, Троицкого собора Александро-Невской лавры, кронверка Петропавловской крепости, выставочного корпуса Русского музея.

Халтурин родился в 1905 году в Санкт-Петербурге[1]. Будущий архитектор жил в районе Соляного городка и учился в гимназии напротив академии им. Штиглица[1]. Однако в связи с необходимостью материально помогать семье ему пришлось на время оставить учение. Он работал столяром, копировщиком, чертёжником, потом вместе с партиями изыскателей участвовал в геодезических съёмках на реках Рузе, Амударьс и Сырдарье[источник не указан 1488 дней]. В 1929 году Халтурин окончил Институт гражданских инженеров[1].

После окончания учёбы, архитектор вёл разнообразную проектную деятельность как архитектор Ленинградского военного округа. По его чертежам строились жилые дома, клубы. До наших дней дошли типичные для архитектуры 1920—1930-х годов жилые корпуса на Каменном острове (Каменноостровский пр., 79—81), улице Мира, и дом на Боткинской улице. В 30-е годы архитектор построил 4 параллельных корпуса жилкомбината работников водопроводной станции в стиле конструктивизма на Шпалерной улице (здания были снесены в 2003 году при строительстве жилого комплекса на ул. Шпалерной, д. 60)[2].

В 1935—1937 годах Халтурин занимался внесением нового композиционного акцента в решение фасадов здания бывшего Кадетского корпуса, примыкающего к Меншиковскому дворцу и оформляющего правую сторону Съездовской линии Васильевского острова. Зодчему предстояло найти такое решение, при котором введение новых архитектурных и декоративных элементов не повлекло бы за собой утраты художественного духа памятника. Оформляя новый вход со Съездовской линии, Халтурин использовал стилистически однородные элементы, уже существовавшие в отделке фасадов. Однако они не были просто перенесены из прошлого в настоящее, они намеренно были трансформированы для придания большей выразительности, акцентировки новой композиции. Речь идёт об использовании четырёх пар мощных сдвоенных колонн, дополненных раскреповками антаблемента и рустованными постаментами. В итоге появившийся монументальный портик главного входа оказался очень удачно связанным с основным декором фасада, а кроме того, внёс динамичность, дополнительный акцент в ритмику корпуса большой протяжённости. Своим масштабом, пластикой, соотношением частей новый вход в здание с художественной достоверностью слился с существующей постройкой.