Хамфри, Дорис


Дорис Хамфри (англ. Doris Humphrey, 17 октября 1895 года, Ок-Парк (Иллинойс), США — 29 декабря 1958 года, Нью-Йорк, США) — американская танцовщица, педагог и хореограф, новатор в области современного танца[1]. Вместе со своими современницами Мартой Грэм и Кэтрин Данэм стала одним из лидеров второго поколения хореографов-реформаторов современного танца, которые следовали за их предшественниками — Айседорой Дункан, Рут Сен-Дени и Тедом Шоном в разработке техники и методов преподавания, которые актуальны до настоящего времени. Однако, в отличие от своих коллег, Хамфри более всего увлекалась абстракционизмом и изучением принципа «падения и восстановления», взаимного влияния тела человека и силы тяжести[2].

Хамфри родилась в Ок-Парке, штат Иллинойс, но выросла в Чикаго. Она была дочерью Хораса Хамфри, журналиста, а ранее менеджера гостиницы, и Джулии Эллен Уэллс, пианистки. В Чикаго, при поддержке своей матери, девочка училась у выдающихся мастеров балета. Ещё продолжая обучение в средней школе она в качестве балерины провела концертный тур по западным штатам, в котором аккомпанировала ей мать. Из-за недостатка средств Хамфри открыла свою собственную школу танцев, в возрасте 18 лет с большим успехом предлагая курсы классического, гимнастического и бального танца для детей и молодёжи.

В 1917 году Дорис переехала в Калифорнию и поступила в школу танцев и смежных искусств Денишоун где продолжила собственное обучение. Её работы этого периода — Вальс-каприз (танец с шарфом), Парящяя, Скерцо-вальс (танец с обручем), исполняются до настоящего времени. Затем Хэмфри гастролировала по странам Востока в течение двух лет, после чего продолжила успешную карьеру в театрах США.

В 1928 году Хамфри и Чарльз Вейдман, товарищ и партнёр Дорис по танцам, покинули школу Денишоун и переехали в Нью-Йорк, чтобы заняться самостоятельной карьерой. Идеи Хамфри были направлены в область исследования взаимодействия человеческого тела силы тяжести, названные ею принципом «падения и восстановления». С одной стороны, каждый индивид подвержен действию силы тяжести, с другой, он пытается достичь равновесия. Благодаря принципу «падения и восстановления», Хамфри пыталась проиллюстрировать эмоциональную и физическую кульминацию борьбы за стабильность в условиях действия законов гравитации[3]. В отличие от Сен-Дени, искавшей вдохновение за рубежом, Хамфри делала это в Америке.