Вейдман, Чарльз


Чарльз Вейдман (Charles Weidman; 22 июля 1901 Линкольн, Небраска − 15 июля 1975, Нью-Йорк) — хореограф, основоположник современного танца (танец модерн) и педагог. Он известен как один из пионеров современного танца в Америке. Он хотел освободиться от традиционных движений танцевальных форм, популярных в то время, чтобы создать уникальный американский стиль движения. Он занимался хореографией с 1920-х годов до своей смерти в 1975 году. Наиболее известен своим сотрудничеством с Дорис Хамфри, с которой организовал школу и труппу, существовавшие под разными названиями до 1945 года. При этом, он много работал самостоятельно.

Учился у Холлис Фрэмптон, затем у Теда Шоуна и Рут Сен-Дени в школе Денишоун (1921—1927). В школе Денишоун он был партнёром Марты Грэм и Дорис Хамфри. Он изучал различные виды танцевального фольклора США, а также классический танец и пантомиму. Вскоре он решил освободиться от экзотического стиля движения и создать новый стиль, уникальный для Америки. В 1927 году он основал труппу Хамфри-Вейдмана вместе с Дорис Хамфри. В течение этого десятилетия общество, искусство и культура процветали. Начали процветать джазовая музыка, технологии, танцы стали популярным видом деятельности, и Соединенные Штаты наслаждались общим ощущением экономического развития. По словам Вейдмана, «это было позитивное время, когда люди говорили „да“ человеческим ценностям, время, наполненное жизненной силой, была острая необходимость выразить себя, но также и выразить время, в которое человек жил. Была вера в будущее»[3]. В то время, когда быстро приближались перемены и были популярны инновации, он привнес это в мир танца и навсегда изменил его. В это огромное время перемен он начал свою хореографию и продолжал заниматься ею в течение последующих четырех десятилетий. Несмотря на то, что его работа была не очень политическая, а его темы и идеи были разработаны, чтобы воплотить американскую культуру, он продолжал работать в годы Великой депрессии, Нового курса и Второй мировой войны.

Он хотел создать уникальный американский стиль движения и хотел освободиться от текущих идей современного танца, воплощенных в школе Денишоун (членом которой он был). Наибольшую известность ему принесла работа с Дорис Хамфри, вместе с которой он основал труппу «Хамфри-Вейдман». Они познакомились, когда танцевали в школе Денишоун, и вскоре они решили создать танцевальную труппу, основанную на «танцевальном стиле, который возник из Американской почвы»[3]. Работа Вейдмана была совершенно новой для танцевального мира, потому что он пытался отделиться от природы балета, бросая вызов гравитации, чтобы создать танцевальный стиль, который уступил бы естественному «притяжению гравитации»[4].