Тед Шоун


Тед Шоун (Шон[6]; Ted Shawn; 21 октября 1891 Канзас-Сити, Миссури — 9 января 1972; настоящее имя Эдвин Майерс Шоун) — американский артист балета, педагог, балетмейстер. Один из основателей американского танца-модерн. Совместно со своей женой Рут Сен-Ден в 1915 году основал школу танцев и смежных искусств в Лос-Анджелесе. Так же является создателем известной мужской труппы Ted Shawn and His Men Dancers[7]. Благодаря его новаторскими идеями он был одним из самых влиятельных хореографов и танцоров своего времени. Он также был основателем и создателем фестиваля Jacob’s Pillow (Джейкобс-Пиллоу) в Массачусетсе и «был посвящён в рыцари королем Дании за его заслуги от имени Датского королевского балета»[8].

Родился в Канзас-Сити, штат Миссури, 21 октября 1891 года. В 1912 году окончил Денверский университет. В возрасте 19 лет во время учёбы в университете он заболел дифтерией, что вызвало у него временный паралич ниже пояса. Именно во время физической терапии, которую он проходил в связи с этой болезнью, в 1910 году Шоун впервые познакомился с танцами, обучаясь у Хейзел Уоллак, бывшей танцовщицы из Метрополитен-опера. В 1912 году Шон переехал в Лос-Анджелес, где стал частью выставочной труппы бальных танцев с Нормой Гулд, в качестве её партнёра[9].

Переехав в Нью-Йорк и встретив Рут Сен-Дени в 1914 году, Шоун осознал свой истинный потенциал художника. Они поженились спустя два месяца после знакомства 13 августа 1914 года[10]. Сен-Дени была не только его партнёром, но и чрезвычайно ценным творческой отдушиной. Оба художника твёрдо верили в потенциал танца, как форму искусства, интегрированный в повседневную жизнь. Сочетание их взаимного артистического видения, а также бизнес-знаний Шоуна привело к тому, что в 1915 году пара открыла первую школу Денишоун (от соединения фамилий — Дени + Шон) в Лос-Анджелеск, штат Калифорния, с целью объединить танец вместе с телом, разумом и духом.

Школа «Денишоун» была законодателем американского направления танца модерн и воспитала таких лидеров этого направления, как Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман и Ханья Хольм. Они довели технику «модерн-танца» до совершенства[11][12].

Известные спектакли, которые он поставил за время 17-летнего руководства школой Денишоун, включают «Призыв громовой птицы» (1917), соло «Американский танец» в исполнении Чарльза Вейдмана (1923), «Юлнар Морской», «Хочитль» в исполнении Марты Грэм (1920) и «Таинственный Дионисий».

Шон и Рут Сен-Дени создали эклектичную танцевальную технику, включая балет (без обуви) и движение, которое фокусировалось меньше на напряжении и больше на расслаблении верхней части тела. Занятия в школе были крайне разнообразным — и даже эклектичным: йога, балет, этнические стили, религия, философия, принципы Дельсарта и многое другое.