Ханума (спектакль)


«Ханума» — музыкальный спектакль Ленинградского Большого драматического театра имени Горького, поставленный режиссёром Георгием Товстоноговым в 1972 году. Спектакль был записан для телевидения в 1978 году.

Взяв за основу классический водевиль «Ханума» Авксентия Цагарели, Георгий Товстоногов его переработал: текст актуализировали популярные в то время комедиографы Борис Рацер и Владимир Константинов, и конечно, в оригинальной версии не было стихов Григория Орбелиани, которые читает в спектакле сам Товстоногов. Воссоздание грузинского колорита было возложено на художника Иосифа Сумбаташвили, создавшего превосходные декорации старого грузинского города, и композитора Гию Канчели.

Премьера спектакля состоялась 30 декабря 1972 года[1]. «Ханума» сразу стала одним из самых популярных спектаклей БДТ, выдержала более 300 представлений[2] и сошла со сцены не потому, что перестала пользоваться успехом: одни актёры уходили, другие с годами не молодели, а заменить их оказалось невозможно[3]. Но ещё в 1978 году, когда на сцене театра «Хануму» играли все участники премьеры, кроме Ефима Копеляна (первого исполнителя роли Микича Котрянца), спектакль был записан для телевидения.

Действие происходит в конце XIX века в торговом армянском квартале Тифлиса Авлабаре, где соперничают две свахи — Ханума, которая считается лучшей, и Кабато.

Старый князь Вано Пантиашвили, прокутивший всё, что было возможно, ищет богатую невесту, чтобы из её приданого оплатить долги и выкупить заложенное имущество. Даже собственному слуге, Тимоте, он уже полгода не платит за работу. Сестра князя Текле журит его за неспособность удержать деньги в кармане. Ханума подыскала ему немолодую и, как выяснится в финале, некрасивую невесту с приличным приданым — Гулико, которую князь знает только по описанию (причём её возраст с каждым упоминанием о ней постепенно увеличивается). Но его мало интересует сама кандидатура невесты, главным образом он стремится получить деньги. Чтобы переманить славу лучшей свахи к себе, Кабато в день смотрин предлагает князю Сону, юную и прекрасную дочь купца Микича Котрянца. Будучи разбогатевшим сапожником, Микич мечтает выдать Сону замуж за аристократа, чтобы получить доступ в высшее общество и ездить по городу в карете с гербом; в то же время он считает такой брак, независимо от возраста жениха, истинным счастьем и для самой Соны.