Харизматическая власть


Харизматическая власть основывается на придании святости выдающемуся героизму или достойному подражания характеру определённой личности, а также нормативным паттернам, приказам, сформулированным либо предписанным этой личностью[источник не указан 2579 дней].

Харизматическая власть является одной из трёх форм власти, сформулированной Вебером как трёхсоставная классификация власти; остальные две составляющие — традиционная власть и рационально-законная власть. Эта концепция получила широкое распространение среди социологов[источник не указан 2579 дней].

Харизматическая власть основана на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. χάρισμα , «милость», «божественный дар», «благодать») ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Эрнст Трёльч. При наличии этого типа власти приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную, существующую и известную им. Харизматическая власть основана на экстраординарных, может быть, даже магических способностях, которыми обладает руководитель. При этом неважно, что возможно этими способностями наделяют его адепты, хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы. В таком случае не играют особой роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни другие рациональные соображения — только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямую, непосредственно осуществляемую власть. Очень вероятно, что харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей.

Довольно часто, после смерти лидера ученики разносят харизматические верования или превращают их в традиционную («официальную харизму»), либо рационально-законную формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера.

Макс Вебер в процессе своей научной деятельности подробно рассмотрел феномен харизматической власти и характерного для такой её формы типаж правителя. В первую очередь, социолог считал такой тип господства идеально-типической моделью, то есть это означает, что она заведомо недостижима в полном объёме и является лишь теоретической разработкой для последующей характеристики режимов, стремящихся к «идеалу» харизматического господства, однако следует понимать, что власти, основанной исключительно на харизме, не может существовать.