Харламов, Николай Николаевич


Харламов Николай Николаевич (1863, село Веретево Ковровского уезда Владимирской губернии — 1935, село Тименка, Палехский район Ивановской области) — художник иконописец; академик Императорской Академии художеств.

Родился Николай Харламов в семье священника храма Смоленской иконы Божией Матери на погосте Веретево Николая Александровича Харламова. Окончил Владимирское духовное училище, затем поступил и обучался во Владимирской духовной семинарии, но в 1882 году уволен по собственному прошению[1]. Учился в Императорской Академии художеств (ИАХ; 1883—1891)[2]. Получал медали ИАХ: две серебряные (1886), одну серебряную (1887), золотую медаль имени г-жи Лебрень «за экспрессию» и одну серебряную (1888). Окончил учебный курс (1888). Малая золотая медаль за программу «Ангел выводит апостола Петра из темницы» (1889). Звание классного художника II степени (1889)[3].

В 1891 году художник отбывал воинскую повинность в городе Владимире, тем не менее и в годы службы не прекращал заниматься живописью.

С 1892 года Николай Харламов — директор Холуйской школы иконописи. На прошедшей в 1896 году Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде работы учеников его школы обратили на себя особое внимание. Созданный ими образ Христа был настолько удачен, что Харламовым заинтересовалась комиссия, ведавшая внутренним убранством храма Воскресения Христова в Петербурге, и художник получил приглашение для участия в конкурсе на создание картонов для мозаик[4].

Харламов создал для убранства храма Воскресения Христова 42 картона (1897—1900), по которым были набраны мозаики «Пантократор», восемь серафимов, четыре евангелиста, четыре изображения ангелов со страстями, «Евхаристия», «Спас Эммануил», «Спас Благое Молчание», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», восемь изображений сил небесных (четыре варианта), «Христос во славе», восемь изображений ангелов, «Святой Василий Великий», «Святой Иоанн Златоуст», текст молитвы перед причастием, «Святые Кирилл и Мефодий», «Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский», фриз из серафимов, изображения серафимов и ангелов[5].

В 1910 году Николай Харламов был избран академиком ИАХ[3]. Его иконописные работы, получившие широкое признание, имелись не только в российских церквях, но и в православных храмах различных европейских городов, например, в Вене, Варшаве.