Хармид (Платон)


Хармид — сократический диалог Платона, посвященный теме софросюне (благоразумие). Текст представляет собой пересказ Сократом его беседы с Хармидом и Критием в 431 г. до н. э.[1] Вначале в диалоге с Хармидом анализируются и отвергаются три определения софросюне, в соответствии с которыми она есть: благопристойность и спокойствие души; стыдливость души; делание своего. Затем в диалоге с Критием рассматриваются и подвергаются критике определения софросюне как самопознания и науки о себе, науки о науках и о невежестве, науки о благе и зле. Сократ приходит к выводу, что невозможна наука о науке, которая бы не базировалась на знаниях о предмете изучаемой науки, что придаёт софросюне характер чрезвычайно полезной, но практически недостижимой для человеческого познания науки наук. В конечном счёте диалог заходит в тупик, что заставляет Сократа признать, что следует более тщательно подходить к исследованию, а его собеседников — пожелать разделить с Сократом дальнейшие размышления на эту тему.

0. Вступление. Сократ повествует об обстоятельствах встречи и представлении ему Хармида (153a — 155е).

1. Сократ делает вид, что знает снадобье и заговор от головной боли, которая временами мучает Хармида. Сократ утверждает, что его заговор (который не что иное, как «верные речи») лечит не только голову, но всё тело, поскольку он лечит владеющую им душу (155е — 157 с).

2. Диалог с Хармидом. Критий хвалит Хармида за его софросюне (благоразумие или рассудительность), Сократ просит прояснить, что это такое. Хармид утверждает, что это — «умение всё делать, соблюдая порядок и не спеша» (159b), что позже также называют осторожностью и осмотрительностью. Сократ это определение не принимает, поскольку софросюне прекрасно, а мы ценим как прекрасное быстроту и лёгкость проявления своих способностей. Тогда Хармид предлагает видеть в софросюне «стыдливость и скромность» (160е). Сократ парирует, что стыдливость в нужде — не благо, тогда как софросюне — благо всегда. Тогда Хармид предлагает определять софросюне как «[умение] заниматься своим» (161b). Сократ показывает, что люди проявляют софросюне, занимаясь не только своими делами, делая из этого вывод, что это определение предложил «какой-нибудь дурачок», тем самым сознательно поддевая Крития, которого подозревал в авторстве этого определения.