Харрисон, Уоллес Кёркмен


Уоллес Кёркмен Харрисон (англ. Wallace Kirkman Harrison; 28 сентября 1895[2][3][…], Вустер, Массачусетс[1][4] — 2 декабря 1981[2][3][…], Нью-Йорк, Нью-Йорк) — американский архитектор; член Национальной академии дизайна и Американской академии искусств и литературы; лауреат золотой медали Американского института архитекторов.

Уоллес Харрисон родился 28 сентября 1895 года в городе Вустере[5][6]. В юные годы он посещал занятия по инженерному делу в Политехническом институте родного города и лекции по архитектуре в Бостонском архитектурном клубе (ныне Бостонский архитектурный колледж[en]); учился в Парижской школе изящных искусств в начале 1920-х годов и получил стипендию Ротча Тавелинга в 1922 году[7].

С 1916 по 1923 год Уоллес Кёркмен Харрисон с большой отдачей работал в архитектурной фирме «McKim, Mead & White» и компании принадлежащей Бертраму Гросвенору Гудхью[en], а позже, когда сам стал известен благодаря реализации крупных общественных проектов в городе Нью-Йорке (включая участие в постройке знаменитого Рокфеллер-центра) и северной части одноимённого штата, сам сформировал ряд архитектурных партнерств[8]. Кроме того Харрисон работал дизайнером и советником по архитектуре у вице-президента США Нельсона Рокфеллера, особенно в те годы, когда последний занимал пост губернатора штата Нью-Йорк; возможно получению этой должности способствовало то, что шурин (брат жены) Харрисона был женат на дочери Джона Дэвисона Рокфеллера Младшего — Олдрич Эбигейл Рокфеллер[en] (1903—1976)[9], известной в США благотворительнице[10].

В 1941 году Харрисон вместе с Максом Абрамовицем основал архитектурную фирму «Harrison & Abramovitz[en]»[11]. В партнёрстве с Абрамовицем У. К. Харрисон спроектировал множество университетских и корпоративных зданий, в том числе Время & Жизнь[en] (1959) и Socony-Mobil (1956), которые стали достопримечательностями Большого яблока[12].

Основные проекты Харрисона отличаются прямолинейностью планирования и разумным функционализмом, хотя сопутствующие проекты жилых домов демонстрируют более экспериментальный талант[13]. В третьем издании «Большой советской энциклопедии» даётся следующая оценка построенным им объектам: «В постройках Х. эффектно используются достижения современной архитектурной и инженерной мысли; в них, однако, сказываются эклектичность концепции и установка на коммерческий успех»[5].

Также Харрисон спроектировал здание[en] всемирно известного театра Метрополитен-опера в Линкольн-центре в Нью-Йорке.