Харрис, Джин


Ю́джин «Джин» Ха́ррис (англ. Gene Harris; 1 сентября 1933, Бентон-Харбор[англ.], Мичиган, США16 января 2000, Бойсе, Айдахо, там же) — американский джазовый пианист, основоположник стиля соул-джаз, руководитель трио The Three Sounds[англ.] (с 1956 по 1970)[1], а также звёздного оркестра The Phillip Morris Superband (совместно с которым во время европейских гастролей дал один концерт в Москве в 1990 году). С 1991 года играл в составе обновлённого джазового квартета. Отец Ники Харрис (Snap!)

Родился в 1933 году в городе Бентон-Харбор, штат Мичиган. Систематического музыкального образования не получил, однако, уже в возрасте 7 лет обладал виртуозной фортепьянной техникой, а в 12 вёл собственную музыкальную передачу на радио.

Во время службы в армии с 1951 по 1954 играл в военном оркестре, после чего сформировал джаз-трио The Three Sounds[англ.], в состав которого помимо Харриса входили барабанщик Билл Дауди[англ.] и басист Энди Симпкинс[англ.]. На протяжении 1960-х коллектив исполнял и записывал блюзовый мейнстрим.

С 1977 года, после того, как трио распалось, Джин Харрис проживал в городе Бойсе, штат Айдахо, где сотрудничал с Эрнестин Андерсон[англ.], Бенни Картером, Скоттом Хамильтоном[англ.], Лу Дональдсоном и другими.

С конца 1980-х возглавлял The Phillip Morris Superband — супергруппу, которая объединила таких мастеров джаза, как Рэй Браун, Херб Эллис, Джеймс Муди, Фрэнк Весс[англ.], Урби Грин[англ.] и Гарри Эдисон[англ.]. Трёхмесячный тур оркестра охватил 22 города в 16 странах по всему миру. В 1998 году Джин Харрис основал Джазовый фестиваль в Бойсе, призванный популяризировать джаз, и в этом же году музыкант был номинирован на премию Грэмми за трибьют Каунту Бэйси. Продолжал играть и сочинять музыку вплоть до своей смерти в 2000 году от почечной недостаточности. Посмертно были выпущены альбомы Live in London[англ.] (2008) и Another Night in London[англ.] (2010).

Своими кумирами Джин Харрис считал Эрролла Гарнера и Оскара Питерсона, во многом копируя их стиль; но в отличие от их музыки, звучание Харриса было более блюзовым. Экспериментируя с жанрами, совмещая классический блюз и госпел, он создал новый стиль — соул-джаз. Помимо этого Харрис увлекался буги-вуги, джаз-роком, а позднее и фанком. В общей сложности он принял участие в записи более чем 90 альбомов.