Харьковская и Богодуховская епархия


Ха́рьковская и Богоду́ховская епа́рхия — епархия Украинской православной церкви (Московского патриархата). Центр епархии, кафедральный собор и резиденция правящего архиерея находятся в Харькове. Объединяет приходы и монастыри Украинской Православной Церкви на территории города Харькова, Богодуховского, Валковского, Дергачёвского, Зачепиловского, Золочевского, Кегичевского, Коломакского, Красноградского, Краснокутского, Лозовского, Нововодолажского, Первомайского, Сахновщинского и Харьковского районов Харьковской области. Учреждена в 1799 году как Слободско-Украинская и Харьковская. До 1945 года называлась Харьковская и Ахтырская, сейчас — Харьковская и Богодуховская епархия.

Православие появляется на территории современной Слобожанщины задолго до основания города Харькова[1]. Ещё в XI столетии оно проникает сюда вместе с населением, принявшем христианство. Влияние шло со стороны соседних княжеств — Переяславского и Черниговского, Суздальского и Рязанского, Тмутараканского. В 12 — первой половине 13 века эта территория входила в основном в состав православного Новгород-Северского княжества. Однако опустошительные татарские набеги обезлюдели эту землю и до XVI — начала XVII века территория оставалась почти незаселённым Диким полем.

Начавшиеся утеснения русинского православного населения Речи Посполитой поляками вызвало целую волну переселений с Правобережной и Западной Украины на пустующие земли Слобожанщины, где не было поляков и религиозных гонений на православие.

Массовой народной колонизации предшествовала монастырская колонизация пустующих земель. В Диком поле возникают такие монастыри, как Святогорский, Краснокутский, Куряжский, Дивногорский… Рядом с монастырями возникали поселения. Монастыри влекли переселенцев к себе не только желанием жить рядом со святой обителью, но и крепкими монастырскими стенами, за которыми можно было спрятаться от татарских набегов.

Слобожанщина в XVII веке заселялась как великороссами, так православными переселенцами из Русского, Брацлавского и Киевского воеводств Речи Посполитой. На новое место они часто везли не только церковные сосуды, богослужебные книги и прочую церковную утварь, но и свои церковные традиции. Эти традиции значительно отличались от северорусских, московских обычаев. Сюда входили, например, выборы прихожанами священно- и церковнослужителей, организация братств, школ и богаделен. Первые священники, часто также приезжали вместе с переселенцами.

Население Слобожанщины с самого начала было многонациональным; кроме черкас — переселенцев, значительную часть населения составляли русские — местные жители и служилые люди, присылаемые Москвой для помощи переселенцам.