Харьковская операция (1941)


общие потери 96 509 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести[2]; непосредственно в боях за Харьков около 13 000 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести[4]

общие потери неизвестны; непосредственно в боях за Харьков до 1000 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести[5]

Харьковская операция 1941 года (Первая битва за Харьков, в некоторых источниках — Сумско-Харьковская оборонительная операция[2]; 129 октября 1941) — сражение начального периода Великой Отечественной войны между Красной армией и вермахтом за контроль над Харьковским промышленным районом. В результате немецким войскам удалось захватить город, однако к этому времени практически все важнейшие промышленные предприятия были либо эвакуированы, либо уничтожены[6].

В результате разгрома основных сил Юго-Западного фронта в Киевском котле войска группы армий «Юг» к 20 сентября 1941 года вышли на рубеж Ворожба — Гадяч — Полтава — Красноград. В полосе советской обороны образовался разрыв шириной до ста километров, остатки войск Юго-Западного фронта стремились воссоздать новую линию фронта и закрыть образовавшуюся брешь. Войска группы армий «Юг» владели инициативой и опережали советские войска в быстроте принятия решений, согласованности действий и манёвренности. Поскольку немецкое командование согласно директиве Верховного главнокомандования вермахта (OKW) № 35 стремилось высвободить свои танковые и моторизованные соединения для наступления на московском направлении, продвижение немецких войск на этом участке замедлилось[7]. Кроме того, из состава группы армий «Юг» в пользу группы армий «Центр», осуществлявшей наступление на Москву, было передано значительное количество артиллерийских и инженерных частей РГК[8].

Ценой огромных усилий и больших потерь советскому командованию удалось восстановить прорванный фронт. Из остатков войск прежнего Юго-Западного фронта, резервов Ставки ВГК и сил, переброшенных с Южного фронта, был создан новый Юго-Западный фронт, который возглавил Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко.

В конце XIX века город Харьков превратился в крупный индустриальный центр Российской империи. С развитием железнодорожного транспорта он также стал крупнейшим транспортным транзитным узлом. В период с 1917 по 1934 годы Харьков являлся столицей УССР, что обусловило дальнейший рост города[9].