Ха-Поэль ха-Цаир


Ха-Поэ́ль ха-Цаи́р (ивр. הפועל הצעיר‎, Молодой Рабочий) — сионистское рабочее движение, позже — партия, действовавшая в Палестине с 1905 по 1929 год на принципах социалистического сионизма. В 1930 году объединилась с «Ахдут ха-Авода» в партию МАПАЙ.

У истоков движения «Ха-Поэль ха-Цаир» стояли деятели Второй алии, в числе которых был Шломо Цемах[he]. Первая ячейка организации была создана в Петах-Тикве. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал Йосеф Ааронович[he], бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии печатного органа партии МАПАЙ). Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы сионизма необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (Киббуш ха-авода, англ. כיבוש העבודה, в буквальном переводе Завоевание труда), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно Краткой еврейской энциклопедии, «Ха-Поэль ха-Цаир» стал первой рабочей партией в Палестине[1].

Идейно движение «Ха-Поэль ха-Цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «Поалей Цион», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре[2], в частности, критикуя её выраженную социалистическую программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ха-Поэль ха-Цаир», была непригодна для Палестины того времени. Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную Хаимом Арлозоровым на основе теорий Густава Ландауэра и Мартина Бубера (последний сам принимал участие в деятельности «Ха-Поэль ха-Цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды «Еврейского легиона» в годы Первой мировой войны, мало кто из членов второй организации пошёл воевать[3]. В «Ха-Поэль ха-Цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на идиш и его популяризацию в странах рассеяния и поддерживали возрождение иврита, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ха-Поэль ха-Цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»[4]. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали[1].

Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры[1].