Хвостенко-Хвостов, Александр Вениаминович


Александр Вениаминович Хвосте́нко-Хвосто́в (укр. Олександр Веніамінович Хвостенко-Хвостов; 5 [17] апреля 1885[1], Борисовка, Курская губерния — 16 декабря 1968, Киев) — российский и украинский советский художник — авангардист (конструктивист) и дизайнер. Народный художник Украинской ССР (1945). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

Родился в семье иконописца. С 1907 по 1917 год учился в МУЖВЗ. Его учителями были такие известные мастера кисти, как В. Бакшеев и С. Иванов (общее отделение), М. Касаткин (фигурный класс), А. Архипов (натурный класс), Ап. Васнецов (пейзажный класс), К. Корин (портретно-жанровый класс). Начиная с 1916 года сотрудничал с московским юмористическим журналом «Будильник». В 1917 году, совместно с К. С. Малевичем, А. А. Экстер, В. Г. Меллером, вступил в Московский профсоюз художников. В 19181919 годах учился в художественной мастерской Александры Экстер в Киеве. Осенью 1920 года вместе с В. Ермиловым и скульптором Б. Кратком участвовал в создании научно-производственной мастерской — нового научно-производственного комбината типа Бавгауза, «где бы не было ни профессоров, ни студентов, а только мастера и ученики». В 19201921 гг. создаёт агитационные плакаты, художественную рекламу и оформляет стенды объявлений. Начиная с 1920 года работает над театральными декорациями, в том числе для оперы и балета, в Харькове и Киеве, как правило в конструктивистском стиле.

Художник создал первые образцы революционного космизма. В 1929 году к Всероссийскому первомайскому воскреснику им написано панно «Берегись, Антанта, Труд идёт!» (Киев). Ко дню встречи гостей 2-го съезда Коминтерна Хвостов-Хвостенко ярко декорировал город Харьков. В 1921 году создал 8-метровое полотно «Труд, наука, искусство» для зала УкРОСТА в Харькове. Оформил в традиции народно-декоративной живописи агитпоезд им. Сталина и совместно с харьковскими художниками Алексеем Кокелем, Семёном Прохоровым и Василием Ермиловым — агитпоезд «Червона Україна» («Красная Украина»).

В первые дни войны был главным консультантом по маскировке объектов Харьковского военного округа. В годы Великой Отечественной войны снова обратился к агитационно-массовому искусству. В Харькове, а потом в Магнитогорске (Казахстан) рисует «Окна ТАСС», возрождая традиции «Окон РОСТА». Осенью 1941 г. им создан плакат «Добьём фашистскую гидру!». Тематика плакатов художника в это время была разнообразной. В одних плакатах воспевался подвиг советских воинов во имя Родины, другие рисовали героев тыла, самоотверженно работавших во имя Победы. Были также плакаты, содержащие острую сатиру на фюрера.

Среди неосуществлённых — опера С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», над которой художник работал в 1926—1927 гг. в Харькове.