Хейнс, Тодд


Тодд Хейнс (англ. Todd Haynes; род. 2 января 1961) — американский независимый кинорежиссёр, сценарист и продюсер, считающийся одним из пионеров направления New Queer Cinema, возникшего в 1990-х годах.

Хейнс родился 2 января 1961 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и вырос в Энсино. Его отец, Аллен Э. Хейнс, был поставщиком косметики, а мать, Шерри Линн (урождённая Семлер), изучала актёрское мастерство. Со стороны матери Хейнс имеет еврейские корни[1]. Его младшая сестра, Гвиннет Хейнс, — солистка группы Sophe Lux[2].

Хейнс начал проявлять интерес к кино в раннем возрасте, сняв короткометражный фильм «Самоубийство» (1978) ещё будучи учеником старшей школы. Он изучал искусство и семиотику в Браунском университете, где снял короткометражный фильм «Убийцы: Фильм о Рембо» (1985), вдохновлённый жизнью писателя Артюра Рембо. В университете он также встретил Кристин Вашон, которая позже спродюсирует все его полнометражные фильмы. Окончив университет и получив степень бакалавра по искусству и семиотике, Хейнс переехал в Нью-Йорк, где основал «Apparatus Productions» — некоммерческую организацию, направленную на поддержку независимого кино[3].

Получая степень магистра искусств в Бард-колледже, Хейнс снимает короткометражный фильм «Суперзвезда: История Карен Карпентер» (1987). История жизни известной поп-певицы американской поп-певицы 70-х годов Карен Карпентер разыгрывается с помощью кукол Барби. После нескольких фестивальных показов на демонстрацию и распространение ленты налагается судебный запрет в связи с нарушением авторских прав на музыку группы The Carpenters. Тем не менее, Хейнса успевают заметить, а картина «Суперзвезда» вскоре становится андеграундной классикой[4][5].

Полнометражный художественный дебют Хейнса «Яд» (1991) представляет собой нарезку из трёх разножанровых историй: псевдодокументального расследования об исчезновении семилетнего мальчика, убившего своего отца; пародии на малобюджетное кино 50-х — чёрно-белого фантастического хоррора о прокажённом учёном; гомоэротической тюремной драмы по мотивам романов Жана Жене «Чудо о розе», «Богоматерь цветов» и «Дневник вора». Реакция на фильм противоречива: с одной стороны картина резко осуждается представителями праворадикальной общественности, с другой — получает несколько важных наград (в том числе гран-при фестиваля «Сандэнс» и приз «Тедди» Берлинского кинофестиваля). Режиссёра же критики зачисляют в представители New Queer Cinema[6][7][8].

Следующий короткометражный фильм Хейнса, «Дотти получает по заднице», рассказывает о жизни тихого шестилетнего мальчика в начале 1960-х годов. Картина была показана на канале PBS[3].