New Queer Cinema


New Queer Cinema или Queer New Wave (Новое квир-кино[1], Новая «квир» волна) — направление в американском независимом кинематографе, возникшее в ранних 1990-х годах, в рамках которого открыто освещались вопросы квир-культуры, политики и идентичностей.

Термин New Queer Cinema впервые был введён известным американским кинокритиком и феминисткой Б. Руби Рич (B. Ruby Rich[2]) в начале 90-х годов в ряде публикаций: (британский кинематографический журнал Sight & Sound, нью-йоркский еженедельник The Village Voice). Этим термином она описала ряд фильмов, которые были радикальными по форме и агрессивными в поддержке сексуальной идентичности и бросали вызов гетеронормативному статусу-кво, поощряли положительные образы лесбиянок и геев, выступавших в различных движениях, продвигающих взгляды ЛГБТ-сообществ[3].

Культура квир в современном понимании чаще всего идентифицируется с понятием культуры, отражающей альтернативную идентичность и утверждающей право на борьбу за «самость». Часто это понятие используют для того, чтобы обозначить лесбиянок и геев, но и другие идентичности, входящие в состав ЛГБТ, также подпадают под него, например, трансгендеры[4].

Тематика геев появилась в американском кинематографе уже в 20-х годах 20-го века и затем в 1940-е была присуща, по большей части, авангардным лентам. В данном течении можно отметить таких кинорежиссёров, как Кеннет Энгер, Грегори Маркопулос[5], Кёртис Херрингтон[6]. Для фильмов этих режиссёров были характерны сверхнизкие бюджеты, независимость от крупных студий и практически полное отсутствие зрителей[4]

В 60-х термин «авангардные» перешёл в термин «независимые», а на смену Энгеру и Маркопулису пришли Джек Смит[7], Варрен Сонберт[8] и Энди Уорхол. Фильмы последнего сегодня считаются образцом гомоэротического кино[9].

В конце семидесятых — начале восьмидесятых данную тематику стали освещать преимущественно сами представители сексуальных меньшинств. Большинство выходивших тогда фильмов не имели какой-либо кинематографической ценности и были интересны исключительно представителям геев и лесбиянок[4]. Резкий рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в конце восьмидесятых привёл к росту гомофобии в обществе в связи с тем, что сексуальные меньшинства обвинялись в распространении эпидемии. Ситуация усугублялась приходом к власти консервативных политиков (Рональд Рейган, Джорж У. Буш в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании). Подобный социальный накал привёл к актуализации тематики ЛГБТ среди молодых перспективных режиссёров, желающих дать беспристрастную оценку сложившейся в стране ситуации. Так появилась новая «квир» волна кинематографа[10].