Хельсинкская пригородная железная дорога


Хельсинкская пригородная железная дорога (фин. Pääkaupunkiseudun lähiliikenne, швед. Huvudstadsregionens närtrafik) — система железных дорог, обслуживающих Большой Хельсинки, Финляндия. Оператором являются Финские железные дороги — VR Group. Вместе с Хельсинкским метрополитеном, автобусами, и трамваями сеть образует единую систему общественного транспорта Хельсинки и окрестностей.

Поезда ходят по наземным путям в пределах пригородной зоны Хельсинки. В пределах муниципалитетов Эспоо, Хельсинки, Кауниайнен, Керава, Киркконумми и Вантаа используются билеты, единые с автобусом, трамваем и метро, которые управляются органом Хельсинкского регионального транспорта (HSL), основанным в 2010 году. При поездках за пределы Керава и Киркконумми используются билеты VR, продаваемые в зонах от A (Хельсинки) до H (Лахти). Зона HSL находится целиком в пределах VR-овских зон A, B и C.

Сеть состоит из 14 маршрутов, показанных на схеме ниже. Они пролегают по четырём линиям, отходящим от вокзала Хельсинки-Центральный. Система включает 60 станций, 14 из которых находятся в черте города Хельсинки. В выходные отправляются около 850 рейсов. Железная дорога перевезла 55.1 миллионов пассажиров в 2011 году.[1]

В Хельсинкском регионе пригородные железнодорожные перевозки начались в 1880-х годах. По Главной линии движение открылось до станции Рекола.

Береговая линия открылась в 1903 году. Эта линия изначально задумывалась, как пригородная, поэтому сразу началось бурное строительство домов около станций.

В эпоху паровозов поезда состояли из паровозов типа Pr1 («Paikku») и деревянных вагонов с очень широкими дверьми для быстрой посадки-высадки пассажиров. Количество поездок резко увеличилось после обретения Финляндией независимости в 1917 году: 4 миллиона поездок 1920 и 9 миллионов в 1924. Депрессия 1930-х годов сильно ударила по пригородным перевозкам, минимум составил 3 миллиона поездок. К 1939 году количество поездок выросло до 4 миллионов.[2]