Херсонский речной порт


Херсонский речной порт — крупный транспортный узел, где осуществляется взаимодействие речного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Это единственный устьевой речной порт Днепра с круглогодичной навигацией.

Херсонский речной порт расположен в устье реки Днепр, в 28 км от Днепро-Бугского лимана, на правом берегу реки Кошевая[1].

Херсонский речной порт возник вместе с городом. Сначала с верховий Днепра сюда приходили первые грузы для тех, кто строил крепость и верфь. В 1802 году Херсон стал уездным городом Николаевской губернии, а в 1803 году — административным центром Херсонской губернии Российской империи, что способствовало развитию города и порта[2].

В 1860-х годах Херсон был складочным местом для товаров, отправляемых на другие речные пристани по Днепру, но с развитием железнодорожной сети, обошедшей город, с ухудшением судоходства через Днепровские пороги и с закрытием местной таможни к началу XX века значение речного порта упало. Только с 1900—1902 гг. началось переоборудование порта, с углублением до 22 футов днепровских гирл[2].

Значение Херсона как транспортного узла значительно повысилось после строительства железнодорожной линии Херсон — Мерефа[3][4] в 1907 году.

После начала первой мировой войны и вступления в неё Османской империи Чёрное море стало театром боевых действий и грузооборот порта уменьшился. В дальнейшем, порт пострадал в ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции, но в 1920е - 1930е годы был восстановлен, расширен и реконструирован. Здесь были построены новые склады и склады[1].