Хилл, Роуленд


Ро́уленд Хилл (англ. Rowland Hill; 3 декабря 1795, Киддерминстер[en] — 27 августа 1879, Лондон) — английский учитель, изобретатель и реформатор. Преобразователь почтового дела в Великобритании, племянник генерала Роланда Хилла[5].

Известен тем, что внёс коренную реформу в дело установления почтовых такс[6]. При этом выступал за полное преобразование почты на основе концепции единого почтового тарифа в один пенни[en] и предложенного им решения проблемы предварительной оплаты, способствующей безопасной, быстрой и недорогой пересылке писем. Впоследствии Хилл был государственным почтовым чиновником, при этом обычно считается, что ему принадлежит разработка основных концепций современной почтовой связи, в том числе изобретение почтовой марки. Член Королевского общества, кавалер ордена Бани.

Роуленд Хилл родился на улице Блэкуэлл Стрит в Киддерминстере, городе в графстве Вустершир (Англия). Его отец, Томас Райт Хилл[en], слыл новатором в образовании и политике, в том числе и в кругу своих друзей — Джозефа Пристли, Тома Пейна и Ричарда Прайса[7]. Когда Роуленду исполнилось одиннадцать, он стал учителем-практикантом в школе своего отца: преподавал астрономию и подрабатывал, ремонтируя научные приборы. Кроме того, он работал в пробирной палате Бирмингема[en][8] и рисовал пейзажи в свободное время[9].

Хилл посвятил себя сначала педагогике[5]. В 1819 году он перевёл школу своего отца «Хилл Топ» (Hill Top) из центра Бирмингема в Эдгбастон, зажиточный район Бирмингема. Там он основал школу Хэйзелвуд[en], ставшую «преломлением идей Джозефа Пристли применительно к образованию»[10][11]. Школа Хэйзелвуд должна была стать образцом государственного обучения[en] для зарождающегося среднего класса, ставя своей целью полезное, ориентированное на ученика образование. Оно должно было давать достаточные знания, умения и понимание, для того чтобы учащийся мог продолжать самообразование на протяжении всей жизни — «самым полезным для общества и самым счастливым для себя образом»[12].

В школе, проект которой разработал сам Хилл, были такие чудеса (для того времени), как научная лаборатория, плавательный бассейн и принудительное воздушное отопление.

В 1822 году Хилл написал работу «Планы государственного и либерального обучения мальчиков в больших количествах, выработанные на основе опыта» («Plans for the Government and Liberal Instruction of Boys in Large Numbers Drawn from Experience»; кратко на эту работу часто ссылаются как на «Государственное образование» — «Public Education»). В ней он утверждал, что не розги, а доброта, не страх, а моральное воздействие должны играть основную роль в школьной дисциплине. Наука должна быть обязательным предметом, а учащиеся должны быть самостоятельными[9][13].