Хиль де Бьедма, Хайме


Ха́йме Хиль де Бье́дма-и-А́льба (исп. Jaime Gil de Biedma y Alba, 13 ноября 1929, Барселона — 8 января 1990, Барселона) — испанский поэт, одна из крупнейших фигур «поколения пятидесятых годов», принадлежал к «барселонской школе» (Хуан Марсе, Теренси Мош и др.).

Из обеспеченной кастильской семьи торговцев табаком, переехавшей в Барселону. Учился на юриста в Барселоне и Саламанке, в дальнейшем был занят в семейном бизнесе. Вместе с тем, по социально-политическим пристрастиям склонялся к «левым», в литературе ориентировался на французскую (Бодлер) и англосаксонскую поэзию (Элиот), называл Англию своей второй родиной. Был гомосексуалом, что нашло яркое выражение в его лирике и мемуарной прозе. Все эти противоречивые, несовместимые силы делали существование поэта чередой перемежающихся кризисов, а его фигуру и поведение — чрезвычайно неудобными для окружающих, тем более во франкистской Испании, которой он в своей социально-критической поэзии и в жизни противостоял. Самого себя, носителя фамилии и обладателя биографии, он расценивал как персонажа, которого нацело не принимал, — отсюда его ставшее знаменитым стихотворение Наперекор Хайме Хилю де Бьедма. Отличался глубоким пессимизмом: В моих стихах две темы, — писал он, — бег времени и я сам. Во многих отношениях образцом для него выступал Луис Сернуда, его маргиналистская позиция, изгнанническая лирика.

19531955 поэт провел в Оксфорде. В середине 1970-х пережил серьёзный внутренний перелом, практически перестал писать — памятником этому периоду стал мемуарный «Дневник глубоко больного художника» (1974; впрочем, книга 1968 года уже называлась «Посмертные стихи»). Умер от последствий СПИДа. Похоронен в семейной усыпальнице в городке Нава-де-ла-Асунсьон, где семья провела годы Гражданской войны, куда поэт часто сбегал от барселонской жизни потом и где были написаны многие его стихи.

Переводил с немецкого (Брехт, вместе с Карлосом Барралем) и английского (эссе Т. С. Элиота, стихи Одена и др.).

Испанские поэты следующего поколения конца 1960—1970-х годов — «новейших», или «венецианцев» (Мануэль Васкес Монтальбан, Пере Жимферрер, Леопольдо Мария Панеро и др.), резко дистанцировавшиеся от ангажированной поэзии «пятидесятников», выделяли Хиля де Бьедму как одного из своих учителей, наряду с Хосе Лесама Лимой, Октавио Пасом и Оливерио Хирондо. Он остался значимой фигурой и для испанских поэтов конца ХХ — начала XXI вв.