Хирага, Юдзуру


Юдзуру Хирага (яп. 平賀譲 Хирага Юдзуру, 8 марта 1878, Токио — 13 февраля 1943, Токио) — японский кораблестроитель, известный разработанными им во второй половине 1910-х — начале 1920-х годов проектами боевых кораблей. Вице-адмирал (1.12.1926), с 1931 года — профессор Токийского университета, в последние годы жизни — его ректор.

Хирага родился в Токио в 1878 году, детство провёл в Йокосуке. В 1898—1901 году он изучал кораблестроение на инженерном факультете Токийский университета, после его окончания в звании лейтенанта работал в арсенале флота в Йокосуке. С апреля 1903 по январь 1904 года проходил службу на броненосцах «Ясима» и «Микаса», был повышен до старшего лейтенанта. Во время русско-японской войны он работал в штабе арсенала флота в Курэ. В январе 1905 года Хирага был направлен в Великобританию, прибыв туда через США в апреле. В октябре ценой больших усилий поступил в престижный Военно-морской колледж в Гринвиче, где до выпуска в июне 1908 года изучал последние технологии в дизайне боевых кораблей. В следующие полгода он посетил верфи во Франции и Италии, вернувшись в Японию в начале 1909 года.

Затем он работал на Ёкосука Кёсё, а получив в мае 1916 года звание лейтенанта стал руководить секцией фундаментального проектирования (кихон кэйкаку) при 4-м отделе (кораблестроительном — дзёсэн) МТД. В нём, сначала Хирага нес ответственность за работу над линкором «Nagato». В апреле 1917 года Хирага получил капитанские погоны и руководил дальнейшими работами по созданию линкоров и линейных крейсеров, входящих в состав «флота 8-8».

Летом 1921 года военный кораблестроитель капитан 1 ранга Юдзуру Хирага, предложил новый вариант крейсера-разведчика в 7500 т (будущие крейсера типа «Фурутака»), который бы отвечал всем требованиям МГШ и превосходил американские крейсера типа «Омаха». Данный проект крейсера при одинаковом водоизмещении с заокеанскими аналогами имел существенное преимущества за счёт того, что Хирага использовал новые конструктивные принципы, позволявшие значительно экономить вес. Плиты бортовой и палубной брони использовались в качестве продольных несущих элементов корпуса, а непрерывная и изогнутая в продольном направлении верхняя палуба позволила сделать все несущие элементы набора длинными. Для проверки своих идей на практике, Хирага воплотил в жизнь проект экспериментального крейсера Юбари.

Став в июне 1922 года контр-адмиралом, Хирага возглавил работы по проектированию и строительству лёгкого крейсера «Юбари», а также тяжёлых крейсеров «Фурутака», «Аоба» и «Мёко».