Тяжёлые крейсера типа «Мёко»


Тяжёлые крейсера типа «Мёко»[прим. 1] (яп. 妙高型重巡洋艦 Мё:ко:гата дзюдзюнъёкан) — серия из четырёх японских крейсеров[прим. 2] 1920-х годов. Первые «вашингтонские» тяжёлые крейсера японского императорского флота.

Проект 10 000-тонного крейсера был разработан в 1922—1923 годах под руководством Юдзуру Хираги. В 1923—1924 годах были заказаны четыре корабля, которые в 1924—1929 годах были построены двумя государственными («Мёко» и «Нати») и двумя частными («Хагуро» и «Асигара») верфями.

Крейсера типа «Мёко» — одни из наиболее совершенных договорных крейсеров, сочетавшие мощное вооружение и броневую защиту, высокую скорость хода и большую дальность плавания. Дальнейшим развитием этого проекта стали четыре корабля типа «Такао», построенные в 1927—1932 годах.

Крейсера прослужили всё межвоенное время, пройдя при этом две крупные модернизации. Они приняли активное участие в боевых действиях на Тихоокеанском театре Второй мировой войны. Три корабля были уничтожены на её завершающем этапе, тяжело повреждённый «Мёко» был захвачен англичанами в Сингапуре и затоплен в 1946 году.

После ратификации 6 июня 1922 года Вашингтонского договора японский Морской Генеральный Штаб (МГШ) поручил главе секции судостроения Морского Технического Департамента (МТД) Юдзуру Хираге разработать проект крейсеров, соответствующий установленным ограничениям, то есть с главным калибром в 200 мм и стандартным водоизмещением в 10 000 длинных тонн. Месяцем позже, 3 июля, четыре корабля с такими параметрами были включены в новую судостроительную программу, представленную морским министром Томосабуро Като[3]. К концу года МГШ определил свои требования к новому крейсеру:

Хирага, однако, не был с ними полностью согласен, и предложил добавить пятую башню ГК на корме (для обеспечения огневого превосходства над проектируемыми за границей крейсерами) и броневую противоторпедную переборку, при этом сократив дальность плавания до 8000 морских миль и полностью отказавшись от торпедного вооружения в силу его опасности для самого корабля[4].


Части переднего ТЗА правого борта крейсера:
LP — турбина низкого давления;
HP — турбина высокого давления;
CT — турбина крейсерского хода;
AT — турбина заднего хода;
MG — шестерни главной передачи;
CG — передача с турбины крейсерского хода;
S — вал гребного винта.