Тяжёлые крейсера типа «Такао»


Тяжёлые крейсера типа «Такао» (яп. 高雄型重巡洋艦 Такаогата дзю:дзюнъё:кан) — серия из четырёх японских крейсеров[прим. 1] 1930-х годов.

Ключевыми отличиями их от более ранних крейсеров типа «Мёко» были огромная носовая надстройка, значительно усиленное бронирование, новые (и оказавшиеся неудачными на практике) установки главного калибра, поворотные торпедные аппараты на верхней палубе и улучшенные условия обитаемости команды. В 1927—1928 годах были выданы заказы на четыре единицы, которые в 1927—1932 были реализованы двумя государственными («Такао» и «Атаго») и двумя частными («Мая» и «Тёкай») верфями. Планировалась постройка ещё 4 кораблей по улучшенному проекту, но она не была осуществлена из-за подписания в 1930 году Первого Лондонского договора.

Крейсера прослужили всё предвоенное время, «Такао» и «Атаго» при этом прошли крупную модернизацию в 1939—1941 годах. Все они приняли активное участие в боевых действиях на Тихоокеанском театре Второй мировой войны. В 1944 году «Мая» был перестроен в крейсер ПВО. Три крейсера типа «Такао» погибли в ходе сражения в заливе Лейте в октябре 1944 года, тяжело повреждённый головной корабль серии был захвачен англичанами в Сингапуре в сентябре 1945 года и потоплен ими как цель годом позже.

Необходимость постройки ещё четырёх 10 000-тонных крейсеров была включена в подготовленный морским генеральным штабом (МГШ) проект новой судостроительной программы, который обсуждался и был одобрен на встрече начальника МГШ Гэнтаро Ямаситы[яп.] и морского министра Какуити Мураками[англ.] 5 февраля 1924 года. Сменивший последнего Такэси Такарабэ[англ.] представил этот документ финансовой комиссии в парламенте 13 сентября, но получил отказ в выделении средств. Кроме того, его положение осложнилось после того, как 18 декабря американский президент Калвин Кулидж отложил постройку 6 из 8 запланированных ранее биллем Конгресса от 28 мая 10 000-тонных крейсеров. После этого Такарабэ изменил свою тактику и стал обосновывать запросы к Министерству финансов необходимостью возмещения 49 планируемых к отправке на слом кораблей 43 новыми[4]. В число предназначенных на слом кораблей вошли 4 устаревших бронепалубных крейсера («Тонэ», «Тикума», «Хирадо», «Яхаги»), и в 1925 году МГШ определил свои требования к проекту заменяющих их тяжёлых:

Проектирование крейсера началось в начале 1925 года под руководством капитана 1-го ранга Кикуо Фудзимото, сменившего находившегося в Европе Юдзуру Хирагу[5]. Подготовленный к 1926 году проект был известен как «Улучшенный Мёко», имея много общих черт с предшественником и отличаясь от него следующими особенностями:

Первые три отличия были следствием влияния Хираги, в ходе поездки в Великобританию узнавшего об особенностях конструкции новых крейсеров типа «Каунти» от их главного конструктора Юстаса Д'Эйнкорта[англ.]. Необходимость установки двух катапульт была обусловлена сообщениями о присутствии их в таком количестве на проектирующихся американских 10 000-тонных кораблях[6].


Части переднего ТЗА правого борта крейсера:
LP-турбина низкого давления;
HP-турбина высокого давления;
CT-турбина крейсерского хода;
AT-турбина заднего хода;
MG-шестерни главной передачи;
CG-передача с турбины крейсерского хода;
S-вал гребного винта.