Хагуро (тяжёлый крейсер)


«Хагуро» (яп. 羽黒 по названию горы в префектуре Ямагата) — японский тяжёлый крейсер. Принадлежал к крейсерам типа Мёко. Принимал активное участие в боевых действиях на Тихоокеанском театре Второй мировой войны в 1941—1944 годах. Потоплен в Малаккском проливе английскими эсминцами 16 мая 1945 года.

Появление крейсеров типа Мёко связано с подписанием Японией Вашингтонского соглашения, установившего предельные ограничения по тоннажу тяжелых крейсеров в 10000 тонн. Японский Морской Генеральный Штаб поручил разработать проект крейсера, который соответствовал бы всем ограничениям. Проект разрабатывался под руководством кораблестроителей Юдзуро Хирага и Кикуо Фудзимото. Стремление компенсировать численное отставание от своих потенциальных противников вынуждало автором проекта вносить изменения, направленные на повышение огневой мощи корабля. Сначала было решено увеличить количество 200-мм орудий до 10, затем установить на крейсер торпедные аппараты.

Хагуро и Асигара входили во вторую пару крейсеров этого типа. Заказ на корабль был выдан в конце 1924 года. Его получила частная фирма Мицубиси, которая вела постройку быстрее своих государственных конкурентов и корабль вошёл в строй даже раньше головного Мёко. Спуск на воду был осуществлен 24 марта 1928 года, а передача флоту 25 апреля 1929 года. Корабли этого типа оказались существенно перегруженным, что стало причиной их плохой остойчивости. Артиллерия главного калибра (200-мм орудия тип 3 № 1) располагалась в пяти двухорудийных башнях: три в носовой части и две — в кормовой. За комплексом из носовых башен размещалась массивная надстройка на которой располагались мостик рубки, посты управления. В центральной части корабля находились две дымовые трубы, трехногая грот-мачта и ангар для гидросамолётов. В кормовой части, помимо двух башен главного калибра располагалась катапульта для запуска гидросамолётов.[1]

Помимо главного калибра, крейсер был вооружён шестью 120-мм орудиями тип 10 в зенитном варианте, размещённых в одноорудийных установкой в центральной части корабля. Зенитное вооружение дополняли всего два 7,7-мм пулемёта. Важной частью вооружения являлись четыре трёхтрубных торпедных аппарата тип 12, которые находились парами по обоим бортам на средней палубе. Общий запас торпед составлял 24 единицы. Мощные кислородные 610-мм торпеды типа 93 существенно усиливали огневую мощь корабля, но в то же время, представляли огромную опасность для самого корабля при попадании в их боевую частью. Авиационное вооружение по проекту состояло из двух гидросамолётов Накадзима E2N или «тип 15».