Хлудовская псалтырь


Хлу́довская псалты́рь — манускрипт на греческом языке, созданный в Византии около 850 г., предположительно, в константинопольском Студийском монастыре.

Одна из старейших сохранившихся псалтырей и одна из трех, оставшихся с IX века. Создана в период иконоборчества и имеет ряд иллюстраций на данную тематику. Хранится в рукописном собрании Государственного Исторического Музея в Москве, № 129д.

В. Н. Лазарев датирует её приблизительно 787815 гг. Кондаков предположил, что она была создана в Студийском монастыре. А. Н. Грабар считал, что миниатюра была создана в мастерской патриарха Фотия, а художником был его близкий друг — епископ Сиракузский Григорий Асбест, и датировал её 858867 гг.

Из сохранившихся на страницах рукописи записей известно, что она находилась некоторое время на Афоне, в Лавре Святого Афанасия, а потом на о. Халки. Известный славист XIX века Виктор Иванович Григорович привез её из своего длительного путешествия по Балканам в 1844-47 гг.[2]. Некоторое время она находилась в собрании А. И. Лобкова, почему её также называли иногда «Лобковская рукопись». К концу 1860-х гг. манускрипт находился уже в собрании Хлудова, и в это время он становится широко известным. Хлудов завещал своё собрание рукописей и книг старой печати Единоверческому Никольскому монастырю в Москве, куда и попала книга после смерти собирателя в 1882 г. C 1917 г. национализирована и хранится в Историческом музее.

Эта рукопись по важному значению украшающих её миниатюр, как и в художественном, так и в археологическом и церковном отношении едва ли не самая замечательная из всех, находящихся в нашем Отечестве. (Ф.И.Буслаев)

Своеобразна манера иллюстрирования рукописи: помимо рисунков, относящихся к текстам псалмов, художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Например, такова миниатюра с Распятием, одна из самых известных иллюстраций рукописи: воин справа подносит Христу губку, пропитанную уксусом, другой воин пронзает Спасителя копьем, в то время как внизу иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский замазывают известью икону Христа с помощью такого же длинного шеста. Сосуд с известью той же формы, что и сосуд с уксусом.