Ходжа Ариф Ревгари


Ходжа Ариф Ревгари ибн Исмаил (11651262) — духовный наставник – муршид, является 11-м духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя. Он был тем, кто вновь сделал «явным» зикр во всей «Хаджеганийи», предшественнице Накшибандийи. В последние годы своей жизни Ревгари отдал предпочтение произнесению зикра вслух. Обучив этому своего преемника Махмуда Фагневи, он, таким образом, желал пробудить людей от сна неведения, а также привлечь их внимание к зикру. Быть может, поэтому он упоминается в цепи как «Пишува-и арифан».

Родился в 1165 году в селе Ревгар. Это селение находилось в 40 километрах от Бухары, в 10 километре от Гиждувана, современный Узбекистан. После того, как Ходжа Ариф Ревгари получил основные религиозные знания, он примкнул к величайшему шейху того времени Абдулхалику Гиждувани. Его ученический путь был не долгим, и вскоре он получил позволение быть духовным наставником для других. Когда умер его шейх, и он занял его место, ему было тридцать пять лет. Его духовное наставничество было долгим. Есть мнение, что он прожил около ста пятидесяти лет, но, как бы то ни было, если считать, что в момент смерти ему было сто лет, то датой его кончины можно считать 1262 год.

Ревгари, был прозван «Самым богобоязненным из всех бухарских шейхов». Сведения о нём весьма скудны и положение является таковым в отношении многих других Накшибандийских шейхов.

Он был среднего роста, на лице его, подобном полумесяцу, выделялись узкие глаза. Брови его были тонкими, подобно полумесяцу. Его кожа была розовато-белой и всегда издавала приятный аромат. В знаниях, снисходительности, богобоязненности, воздержанности от мирского, в поклонении и следовании сунне ему не было равных.

Набхани, автор книги Джамиуль караматуль-аулия, следующим образом рассказывает знакомство Ариф Ревгари со своим духовным наставником Абдулхаликом Гиждувани: