Ходлер, Фердинанд


Фердинанд Хо́длер (иногда Го́длер, нем. Ferdinand Hodler; 14 марта 1853[1][2][…], Берн[3] — 19 мая 1918[3][1][…], Женева[3]) — швейцарский художник. Один из крупнейших представителей «модерна».

Родился в небогатой семье. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит (урождённая Нойкомм, Neukomm) родом из крестьянской семьи. В возрасте 8 лет потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. До 10 лет отчим учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера. Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна.

В 1875 году художник побывал в Базеле, где изучал творчество Ханса Хольбейна Младшего, а особенно скрупулёзно его картину «Мёртвый Христос», что обусловило в дальнейшем его внимание к теме смерти.

В 1890 году он завершает работу над картиной «Ночь», знаменующей переход Ходлера к символистской манере. На полотне изображены несколько лежащих фигур, все они расслаблены во сне, за исключением испуганного человека, над которым нависает закутанная в чёрное фигура, символизирующая смерть[5]. На выставке изящных искусств в Женеве в феврале 1891 года представленная работа вызвала скандал — власти сочли непристойным изображение обнаженных фигур, картина была снята с выставки[6]. Через несколько месяцев Ходлер выставил «Ночь» на Парижском Салоне, где работу заметили и высоко оценили Огюст Роден и Пьер Пюви де Шаванн.

В работах 1890-х годов прослеживается влияние нескольких жанров. Ходлер стремился объединить художественные приемы модерна и символизма, разработав собственный стиль, который назвал «параллелизм». Манера Ходлера характеризуется симметричным расположением фигур, контуры которых ритмически повторяются, создавая параллельные линии. По мысли художника, ритм является главным источником выразительности, а замедляющие движение повторения, помогают глубже погрузиться в созерцание.[7].

В соответствии со своей теорией Ходлер пишет в 1895 году картину «Эвритмия», что в переводе с греческого означает «слаженность», «ритмичность». На картине представлена процессия из пяти человек в белых, напоминающих тоги, одеждах. Фигуры движутся по пути, усыпанному опавшими листьями — метафора разочарований души, отживших иллюзий, умерших идеалов. Некоторые исследователи считают, что в «Эвритмии» художник воплотил идеи бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка, считавшего, что молчание для человеческой души важнее слов и что душа пробуждается, когда сомкнуты уста.[8]