Хозяин


Хозяин — в русской экономической традиции собственник, обладающий определённым набором нравственных установок.

Согласно этимологическому словарю русского языка под редакцией М. Р. Фасмера, слово «хозяин» является заимствованием из тюркских языков, в тюркских же языках это арабизм от слова "Ходжа" (человек совершивший хадж). Арабские миссионеры-ходжы, распространяли ислам в Ср. Азии, и почитались как господа.

Выделение хозяев в качестве особой категории собственника впервые появляется в учительной литературе XVI—XVII веков, характерным примером которой стал «Домострой». Философы этого периода рассматривают экономическую деятельность как разновидность религиозного подвига. Среди качеств хозяина выделяют рассудительность, знание практической стороны дела, заботу о материальном и особенно нравственном положении подчинённых[1].

В период развития капиталистических отношений стало актуальным противопоставление хозяина и «хищника», «дельца»[2]. Уже в XVIII веке одним из критериев принадлежности к хозяевам считалось стремление к «общей пользе». В XIX веке в предпринимательской среде формируются представления об идеальном хозяине — человеке честном, аскетичном, патриотически настроенном[3].

Теория хозяина получила наибольшее раскрытие в философии евразийцев. Особенное значение ей придавал П. Н. Савицкий. Для Савицкого хозяин (человек или коллектив) — посредник между экономической и религиозной сферами. Истинная цель такого собственника — уподобиться Богу, являющемуся идеальным Хозяином. Важнейшими чертами хозяина философ считал попечение о работниках и «ценение» хозяйства, не совпадающее, однако, со стремлением извлечь максимальную выгоду[4].

Систему, при которой хозяйские принципы раскрылись бы в наибольшей степени, Савицкий назвал «хозяйнодержавием». Она стала своеобразным вариантом славянофильской соборности. При хозяйнодержавии, основанном (в отличие от капитализма и социализма) на духовных ценностях, было бы возможно наилучшее, по мнению евразийцев, взаимодействие личности и общества[5].