Холщевников, Константин Васильевич


В 1923—1925 годах работал во втором доме Реввоенсовета. В 1925—1930 годах — инструктор ПУР РККА. В 1930—1931 годах учился в школе лётчиков, допустив ошибку на лётных выпускных экзаменах, сознательно ушёл из авиации. Год отработав рабочим, поступил в МАИ.

В первой половине 1940-х годов опыт показал, что воздушный винт и поршневой мотор исчерпали свои возможности по увеличению скорости самолетов. Среди средств по решению этой проблемы, помимо ЖРД и ТРД, рассматривались мотокомпрессорные двигатели — комбинация поршневого двигателя и воздушно-реактивного двигателя компрессорного типа.

Для нужд авиационных конструкторских бюро Артема Микояна и Михаила Гуревича, а также Павла Сухого под руководством К. В. Холщевникова в ЦИАМе был разработал воздушно-реактивный двигатель-компрессор или ВРДК мощностью 950 л.с.

По расчётам конструкторов, новый двигатель должен был служить в качестве дополнительного к основному поршневому, обеспечивая прирост скорости около 100 км/ч.

В январе 1944 года в ОКБ Павла Сухого в инициативном порядке приступили к эскизному проектированию одноместного истребителя с комбинированной силовой установкой, состоящей из основного поршневого двигателя Владимира Климова ВК-107А с воздушным винтом и дополнительного ВРДК, выполнявшего функцию ускорителя. Компрессор ВРДК приводился во вращение двигателем М-107А при помощи вала.

Законченный проект был направлен для ознакомления в НКАП СССР. 22 мая 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление, одним из пунктов которого обязал П.О. Сухого «…спроектировать и построить одноместный экспериментальный самолёт с мотором ВК-107А с установкой дополнительного ВРДК конструкции и постройки ЦИАМ…»