Гуревич, Михаил Иосифович


Михаи́л Ио́сифович Гуре́вич (31 декабря 1892 [12 января 1893], Рубанщина, Суджанский уезд[1] — 25 ноября 1976, Ленинград) — советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий.

Родился 31 декабря 1892 года (12 января 1893 года) в селе Рубанщина (ныне Суджанский район, Курская область) в еврейской семье[2]. Отец, Иосиф Исаевич Гуревич, был механиком винокуренных заводов; мать, Анна Моисеевна, — домохозяйкой. Поступил в Ахтырскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Учился в Харьковском университете на факультете математики, но исключён за гражданскую активность после года обучения. Потому с 1912 года продолжил образование во Франции в Университете Монпелье, а после в Национальной школе аэронавтики и космоса в Тулузе, где его сокурсником был знаменитый французский авиаконструктор Марсель Блох (Дассо) (1892−1986).

Летом 1914 года Гуревич навещал родину, когда началась Первая мировая война. Это прервало его образование во Франции.

В 1917 году поступил в Харьковский политехнический институт на отделение механики, где учился с большими перерывами, в связи с гражданской войной, и окончил его в 1925 году с дипломом инженера-механика по самолётостроению. Был активным участником Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК), где спроектировал и изготовил свои первые летательные аппараты — планеры «Бумеранг» и «Аист»[3].

После чего работал инженером-конструктором в Харьковском отделении общества «Тепло и сила». Занимался конструированием и постройкой планёров.

Затем уехал в Москву. В 1929 году начал работать в конструкторском бюро на заводе «Десятилетие Октября», затем — инженером-конструктором и руководителем группы в ОПО-4 Авиатреста.