Хоннонбо


Хоннонбо (Hòn Non Bộ, 𡉕𡽫部)вьетнамское искусство создания миниатюрных скульптурных групп, имитирующих острова, горы и окружающую их природу. По-вьетнамски название означает «острова и горы в горшке».

Хоннонбо — вьетнамский вариант ландшафтного искусства, аналог китайского пэньцзина, как и японский бонсай. Одно из основных отличий хоннонбо от других стилей ландшафтной скульптуры — в нём используется настоящая вода, а не заменяющий её песок или щебень[1].

Хоннонбо может быть как велик, так и мал, средний размер — 30—60 см. Обычно такие скульптуры выставляют во внутренний двор перед входом, чтобы украсить его. Хоннонбо создавали для высокопоставленных вьетнамцев (императоров, генералов), чтобы скульптурные композиции несли декоративное, монументальное и культурное значение.

Королевство Аулак было вассалом Китая с 196 года до н. э., и в 111 году до н. э. аннексировано. В 679 году н. э. династия Тан создала протекторат Аннам (Вьетнам)[2]. В 939 году Вьетнам получил независимость, и в этом же году впервые встречены упоминания хоннонбо.

Люди всех социальных слоёв помещали растения и камни в воду, налитую в каменные сосуды. Позже сосуды стали изготовлять из искусственного мрамора, а в новое время — из бетона.

Разновидность хоннонбо, в которой центральным объектом является дерево (оно больше «горы») — тьеукань (Tiêu Canh). Богатые и знатные вьетнамцы заказывали скульптурные композиции до восьми метров в высоту, причём горы в них всегда были больше. Эти скульптуры могли включать палочки с благовониями, миниатюрные фигурки и написанные стихи и известные фразы. Почти всегда хоннонбо занимали место во дворцах и храмах. Хоннонбо продолжали делать даже после смерти Нго Куена в период восстаний[3][4][5][6].