Храмн


Храмн (между 520 и 540 — декабрь 560, Ванн, Бретань) — правивший в 555560 годах в Аквитании король франков из династии Меровингов.

В 555 году умер Теодебальд и его королевство попало под власть Хлотаря I, который женится на его вдове Вульдетраде. Помимо владений в Австразии, он получил ряд городов в Аквитании, таких как Клермон, Жаволь, Ле-Пюи, Каор, Лимож, Альби, Родез, Лодев, Оз, Бурж и некоторые другие. Вот этими городами Хлотарь и поставил владеть своего сына Храмна, дав ему королевские полномочия и соответствующий титул[3]. Тот, чтобы вступить в формальные права владения этими землями, следуя германскому обычаю, отправился объезжать новые владения.

Храмн, пребывая в Клермоне, согласно Григорию Турскому, совершил много безрассудных поступков. Он не любил того, кто мог дать ему хороший и полезный совет, а любил только ничтожных, безнравственных молодых людей, которых он собирал вокруг себя; он прислушивался к их советам и им же приказывал силой похищать дочерей у сенаторов. Он сместил графа города Фирмина, а на его место поставил Саллюстия. Опасаясь над собой расправы, Фирмин со своей тёщей укрылся в церкви, но был обманом выманен оттуда и схвачен. Хотя им и удалось бежать из под стражи, имущество их было передано казне[4].

Вмешивался Храмн и в церковные дела, питая ненависть к епископу Клермона Каутину, он строил тому разнообразные козни. Яростным подстрекателем Храмна на дурные дела, по словам Григория Турского, был некий Лев из Пуатье, который отличался ненасытной жадностью и свирепостью. Хотя этого Льва вскоре разбил паралич и он скоропостижно скончался, однако другому советнику при Храмне отличавшемуся «во всякой благости» гражданину Клермона Асковинду, который старался силой удержать его от дурного поведения, это не удавалось. За свои дурные действия, по мнению современников, он был божьим повелением наказан тяжкой болезнью, так что от сильной лихорадки у него выпали на голове волосы[5]. Для короля Меровингской династии потеря волос была тяжким ударом, ведь эти короли, в отличие от остальных франков, не стригли волос со дня рождения и именно в длине их волос заключался знак королевского достоинства. Получалось, что сам Господь отвернулся от него и лишил его королевского сана и своего благорасположения. Но даже этот божий знак не вернул его на путь истинный.