Храмовник и еврейка


«Храмовник и еврейка» (нем. Der Templer und die Jüdin) — романтическая опера немецкого композитора Генриха Маршнера с либретто Вильгельма Августа Вольбрюка по сюжету романа Вальтера Скотта «Айвенго». Премьера оперы состоялась 22 декабря 1829 года в Лейпциге.

«Храмовник и еврейка» считается одним из наиболее значимых произведений Маршнера наряду с другими романтическими операми композитора «Ханс Гейлинг» и «Вампир».[1]

С изменённой версией либретто опера была поставлена в Берлине 3 августа 1831 года с Эдуардом Девриентом в главной роли. Ещё одну упрощённую версию в 1833 году опубликовал Феликс Мотль, добавив несколько эпизодических ролей.[2] В 1912 году Ханс Пфицнер снова популяризировал произведение, опубликовав сокращённый вариант либретто, вырезав сцены, которые были сочтены антисемитскими.[2]

Еврейка Ребекка попадает в плен к тамплиерам. Ей признаётся в любви рыцарь Брайан де Буа-Гильбер, но она всячески отказывается от его ухаживаний. Ребекка встречает Айвенго, к которому была приставлена в качестве медсестры, и он сообщает ей, что скоро её освободят.

В это время войско Ричарда Львиное Сердце (скрывающегося под обликом Чёрного Рыцаря) освобождает пленённых отца и кузину Айвенго. Ребекка остаётся одна в руках Буа-Гильбера. Союзники-тамплиеры считают, что Ребекка околдовала Буа-Гильбера и осуждают её на сожжение на костре. Ребекка использует своё право обратиться за защитником и ей разрешают найти его до заката. Брайан предлагает свою помощь, но Ребекка отвергает его, надеясь на Айвенго, в которого влюбилась.

Однако Айвенго любит свою кузину Ровену, которая попала в плен к норманам. День почти проходит, для Ребекки готовят погребальный костёр, когда вдруг появляется Айвенго, против которого тамплиеры заявляют Брайана. Айвенго убивает Буа-Гильбера и освобождает Ребекку. В это время в страну возвращается король Ричард и берёт власть в свои руки. Айвенго и Ровена обручаются.